Неклассическая философия XIX века Выполнила: Смагулова Аида Группа ОМ Проверила: К.ф.н. Бисембаева З.У.
План Неклассическая философия Отличительные черты нового философского сознания Базовые ориентации классической и неклассической философии Ограничение принципа рационализма Дерационализация человека Переосмысление отношений человека и мира Основные направления неклассической философии Направления неклассической философии Основная характеристика
Неклассическая философия Под неклассической философией понимается совокупность разнообразных философских школ, течений и концепций, возникших в период с середины ХIХ в. до наших дней. Эта философия развивается под знаком полемики с классической философской традицией, под которой понимаются учения, возникшие со времен античности и до середины XIX в. и предложившие европейской культуре образец философской теории. Неклассическая философия обращает внимание на такие проявления человека как воля, чувства, бессознательное, а также обращается к проблемам общества и науки.
Отличительные черты нового философского сознания: 1) Изучение жизни отдельного человека более важно, чем изучение бытия больших человеческих общностей. 2) Человек вовсе не так свободен и могуществен, как казалось ранее. Он не может произвольно и безнаказанно переделывать природу, общество и себя самого. Жизнь человека в значительной мере обусловлена извне: наукой, экономикой, религией, политикой, модой… 3) Кроме сознания и рационального мышления (чистого разума), у человека есть еще подсознание и интуиция, изучение которых значительно углубляет понимание жизни личности. 4) Ни личное, ни общественное сознание не являются автономными в строгом смысле слова. Существуют механизмы манипуляции человеческим сознанием, действующие, в основном, с помощью средств массовой информации
Базовые ориентации классической и неклассической философии Классическая Рационализм Рационализация человека Гносеологизация отношений человека и мира Неклассическая Ограничение принципа рационализма Дерационализация человека Рассмотрение отношений человека и мира в широком спектре
Ограничение принципа рационализма Подлинная реальность - дискретна, неоднородна и противоречива. В мире присутствуют как разумное, так и неразумное. Мир – весьма сложная реальность, которая содержит различные возможности описания и объяснения.
Дерационализация человека Разум не является определяющей сущностной характеристикой человека. Сущность и способ существования человека в мире обусловлены не разумом, а категорией жизни как совокупности разнообразных и многозначных форм его бытия. Человек рождается в мир не для того, чтобы познавать, а чтобы жить. Человек рассматривается не только как существо рационально-познающее, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, практически преобразующее природу и общество.
Переосмысление отношений человека и мира Мир и человек едины, их нельзя разделить и противопоставить друг другу. Человек находится не вне мира, а внутри его. Отношение человека к миру определяется не только познавательными, но также практическими и ценностными формами Философия из способа мышления мира в категориях разума превращается в способ понимания действительности.
Основные направления неклассической философии иррационалистическая Особенность – крайне критической отношение к классическому рационализму (А.Шопенгауэр, С. Кьеркегор, философия жизни); социально-критическая Особенность – ориентация на объяснение и изменение общества (марксизм, неомарксизм); аналитическая Особенность – ориентация на философско-методологический анализ науки (позитивизм, аналитическая философия, структурализм, прагматизм); экзистенциально-антропологическая Особенность – ориентация на осмысление специфики бытия человека и места человека в мире (феноменология, экзистенциализм, герменевтика, философия психоанализа).
Направления неклассической философии Философия личности Философия науки Философия религии
Основная характеристика Иррационализм: отвергается понимание мира как целостной закономерной системы. Окружающий мир – это разрозненный хаос, неподконтрольный разуму. НАПРАВЛЕНИЯ: Волюнтаризм: признает волю первоосновой всего сущего. -А. Шопенгауэр Философия жизни: центральными являются вопросы о смысле, цели и ценности жизни, стремление понять «жизнь из нее самой». Отдается предпочтение живому чувству, инстинкту как средствам постижения мира. -Ф. Ницше -А. Бергсон Психоанализ: междисциплинарное направление в современной философии и психологии, объясняющее роль бессознательного и других, связанных с ним психических процессов в жизни человека и общества. -З. Фрейд -К.Г. Юнг -А. Адлер
А.Шопенгауэр ( ) «Мир как воля и представление» Последователь Канта. Воля - «вещь в себе», представление – мир. В противовес Лейбницу Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение - «пессимизмом». Первый европейский опыт переоценки ценностей разума. Философия и религия создают иллюзию жизненной цели, принося временное облегчение людям, поверившим в эти миражи. Мир неразумен, человеком управляет не разум, а слепая воля: инстинкт, страх и отчаяние.
ПСИХОАНАЛИЗ З.Фрейд ( ) Личность состоит из 3-х уровней: Сверх-Я (Супер-Эго) – высшая часть душевной структуры, средоточие совести, духовных и нравственных ценностей Я (Эго) – ее средняя часть, ответственная за сознание, интеллект, реальное восприятие действительности Оно – нижняя, глубинная часть, подсознание. Руководствуется принципом удовольствия. Содержит сексуальные и агрессивные влечения