Попов Александр Иванович Директор департамента Торгово- промышленной палаты Крыма, кандидат экономических наук, эксперт по логистике. г. Новосибирск, 7 декабря 2017 г. 1
Республика Крым обладает компактной территорией, омываемой морями. Мягкий климат. Площадь полуострова всего квадратных км, около 75% - это равнинная местность. Население полуострова - 2,3 млн.человек. Основная масса населения сконцентрирована в крупных городах - Севастополь, Симферополь, Керчь, Ялта и в прибрежной зоне. Значительно меньшая плотность населения в степной зоне. Регион обладает достаточно развитыми транспортной инфраструктурой и торговлей. Отраслями специализации экономики являются: санаторно-курортный и туристский комплекс, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, виноделие, рыболовство, производство товаров неорганической химии и судостроение. Тем не менее, отсутствие собственного производства (или недостаточные объемы производства) в регионе основных групп продуктов питания, таких как сахара, масла растительного, молока и молокопродуктов, мяса и др. обуславливает необходимость доставки данной продукции с материковой части России. В структуре экономики и бизнеса преобладают средние и малые предприятия (свыше 86 тысяч ). В этом секторе занято 60% трудоспособного населения региона. Крупных предприятий пока не много. За последние годы в Крыму отдохнуло от 4,6 до 5,5 миллиона туристов. Вышеуказанные особенности оказывают влияние на функционирование и развитие логистики Крыма. 2
Основными проблемами, влияющими на логистику региона являются: 1. переходный период: за прошедший с марта 2014 года период, логистика, как и экономика, Крыма претерпела фундаментальные изменения: замена традиционных поставщиков и потребителей заставили предприятия быстро изменить структуру и направление цепей поставок; переход и адаптация деятельности к российскому законодательству. 2. транспортная блокада увеличились сроки поставок сырья, готовой продукции и комплектующих; непредсказуемость работы паромной переправы заставляет предприятия поддерживать месячные объемы страховых запасов; значительно увеличились общие логистические издержки. 3. международные санкции значительное сокращение объемов импорта и экспорта. 3
Завершился этап адаптации логистики крымских предприятий к новым условиям. В связи с приходом в Крым российских компаний, обладающих значительным опытом работы, высококвалифицированными специалистами, технологическими и финансовыми ресурсами, увеличился уровень конкуренции на рынке логистики региона. Крымские компании стали больше обращать внимание на повышение эффективности работы своих логистических подразделений, в том числе автоматизируя работу складов и транспорта, обновляя складскую технику, закупая стеллажи и грузовые автомашины. Планируется к реализации ряд логистических проектов, в том числе многофункциональный логистический парк для продовольственной группы товаров, логистический центр АСК, торгово-логистический комплекс «Крымский молочник» и др. 4
Развитие логистики Крыма будет определяться задачами, определенными в «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года», в которой предложены три сценария: консервативный, модернизационный и инновационный. При этом в качестве базового сценария принимается комбинация модернизационного сценария (в период гг.) и инновационного сценария (в период гг.). 5
1. Строительство объектов в рамках реализации Федеральной Целевой Программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года» и Свободной экономической зоны, реализация частных проектов приведет к дальнейшему развитию экономики региона и к увеличению платежеспособного спроса населения. Как результат - оборот розничной торговли к 2020 году может вырасти в 1,5 раза до ,3 млн. руб. 2. Объем инвестиций за 9 месяцев 2017 года вырос в 4,2 раза и составил 122,2 млрд.рублей. Объем отгруженных товаров вырос на 16,1% и составил 92,2 млрд.рублей. 3. Новым этапом в развитии логистики региона будет завершение строительства автомобильной части Крымского моста к декабрю 2018 г., что сократит время доставки продукции автомобильным транспортом через Керченский пролив до 10 минут и приведет к оптимизации страховых запасов предприятий. Возобновление железнодорожного сообщения к декабрю 2019 г. позволит обеспечить стабильные графики и сократит время поставок сырья, комплектующих и готовой продукции. Также увеличится поток туристов. 4. Строительство федеральной трассы "Таврида" увеличит мощность автомобильных дорог, а также сократит время доставки продукции. 5. Завершение строительства терминала аэропорта открывает новые возможности по организации авиационной логистики и увеличению потока туристов. 6. Увеличение населения к 2030 году до 2,8 - 3,3 млн.чел. Рост туристического потока к 2020 году до 7,7 млн. человек, а к 2030 году до 10 млн.человек в год будет способствовать дальнейшему развитию логистики крымских предприятий и приходу в регион новых компаний из российских регионов. 6
1. Продолжается процесс интеграции Крыма в транспортно-логистическую инфраструктуру и логистическую систему России. В ближайшие лет будут построены новые логистические комплексы и в целом завершится формирование логистической системы региона. 2. Логистика региона будет бурно развиваться, используя передовой российский и зарубежный опыт. 3. При сохранении санкций, логистика Крыма будет и дальше развиваться опираясь на свои ресурсы, при поддержке, в основном, российских предприятий. 4. Учитывая исключительную важность логистики для региона и принимая во внимание опыт российских регионов, следует разработать «Стратегию развития логистики Республики Крым». 5. Крымским предприятиям необходимо уделить больше внимания автоматизации не только складов и транспорта, но и управления запасами и цепей поставок, также активно внедряя инновации, в том числе облачные решения, роботизацию складов, беспилотный транспорт, технологии дополненной реальности и т.п. 6. Производственным предприятиям следует активно внедрять концепции «бережливого производства» и «бережливых цепей поставок». 7. Получит дальнейшее развитие логистический аутсорсинг. К представительству Группы компаний «Совфрахт-Совмортранс», одной из крупнейших транспортно-логистических компаний России, добавятся и другие российские и крымские 3PL/4PL логистические операторы. 7
1. «Итоги социально-экономического развития Республики Крым за январь-август 2017 года», Министерство экономического развития Республики Крым, Управление социально-экономического развития, г.Симферополь, 2017 г. 2.«Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года», г.Симферополь, 2016 г. 3. «Инвестиционный паспорт городского округа Симферополь», Администрация г.Симферополя, 2017 г. 4. Федеральная Целевая Программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года», г. Симферополь 5. Экономический потенциал Республики Крым, г.Москва, 2017 г. Министр экономического развития Республики Крым А.Г.Мельников 6. Крым является уникальным регионом по развитию малого бизнеса, Президент ТПП России С.Н.Катырин Москва, tpp-2c17fe3a a-acdc ce67ec 8
Спасибо за внимание ! тел. +7 (978)