Основы светской этики Основы светской этики Тема : Тема : Род и семья – Род и семья – исток нравственных отношений исток нравственных отношений Урок 18 Урок 18 Автор: Волкова Ольга Владимировна Автор: Волкова Ольга Владимировна МОУ Туношенская СОШ имени МОУ Туношенская СОШ имени Героя России А.А. Селезнева Героя России А.А. Селезнева Ярославского МР Ярославского МР Ярославской области Ярославской области
Цель урока: Развитие представлений о значимости нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи.
Задачи: образовательные: способствовать формированию представлений о роде и семье, о представлений о роде и семье, о социальной роли членов семьи, о социальной роли членов семьи, о своей родословной своей родословной развивающие: развивать коммуникативные навыки воспитательные: подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого значимости семьи для каждого человека, учить детей дорожить человека, учить детей дорожить своими близкими, выражать им своими близкими, выражать им благодарность, относиться с благодарность, относиться с уважением уважением
ПЛАН УРОКА : ПЛАН УРОКА : Организационный момент. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся. Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока. Сообщение темы и целей урока. Работа по теме урока. Работа по теме урока. Закрепление изученного на уроке. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Домашнее задание.
-А с чего же начинается Родина для каждого из вас? -Какие нормы и правила помогают вам жить достойно? -Какие понятия, усвоенные в рамках курса «Основы светской этики», курса «Основы светской этики», вы можете назвать? вы можете назвать? -А где мы получаем свой первый жизненный опыт? жизненный опыт?
Для каждого человека важно иметь в жизни прошлое, настоящее, будущее. Это определяет его собственную судьбу. Человеку необходимо знать и чувствовать, что он не случаен в этой жизни, как и все живое на земле. Мы с вами не появились на свет сами по себе. У каждого есть папы и мамы. У любого из нас есть еще предки и родственники.
- Каким одним словом мы можем назвать наших родных? - Каким старинным словом можно заменить слово семья? - Каким одним словом мы можем назвать наших родных? - Каким старинным словом можно заменить слово семья?
Самостоятельная работа в группах «Портрет слова семья» Выбрать слова друзья враги ассоциации Самостоятельная работа в группах «Портрет слова семья» Выбрать слова друзья враги ассоциации
- Как возникли фамилии? - А вы задумывались, как произошла ваша фамилия? Какая у нее история?
Многие семьи имеют свой фамильный герб. - Почему они разные? - Отчего это зависит? Многие семьи имеют свой фамильный герб. - Почему они разные? - Отчего это зависит?
Герб Демидовых «В верхней части в серебряном поле три зеленые рудоискатель- ные лозы, в нижней части на черном поле серебряный молот».
Герб Голенищевых- Кутузовых В центре гербового щита М.И. Кутузова изображен древний прусский герб – черный одноглавый орел с короной на голове.
Герб князей Италийских графов Суворовых- Рымникских
Каких близких родственников вы знаете? Каких близких родственников вы знаете?
«В мире все на все похоже: Змея – на ремешок из кожи, Кот – на пижаму, Ты – на меня, А я – на маму.» «В мире все на все похоже: Змея – на ремешок из кожи, Кот – на пижаму, Ты – на меня, А я – на маму.»
Семья каждого человека – это самая близкая часть его рода. Своей семьей надо гордиться и любить ее. А вы хорошо знаете свою семью? В каждой семье есть свои традиции, каждый человек выполняет свою роль. Семья – своеобразный механизм, если что-то в нем неисправно, то останавливается вся работа. Семья каждого человека – это самая близкая часть его рода. Своей семьей надо гордиться и любить ее. А вы хорошо знаете свою семью? В каждой семье есть свои традиции, каждый человек выполняет свою роль. Семья – своеобразный механизм, если что-то в нем неисправно, то останавливается вся работа.
Работа с учащимися по вопросам: Работа с учащимися по вопросам: Кто какую роль выполняет в вашей семье? Кто какую роль выполняет в вашей семье? Есть ли общая роль у всех членов семьи? Есть ли общая роль у всех членов семьи? Какие обязанности в семье вы выполняете? Какие обязанности в семье вы выполняете? Ребята, а что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и дружно? Ребята, а что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и дружно? Какие традиции есть в вашей семье? Какие традиции есть в вашей семье? Когда вы станете взрослыми, какими будут ваши семьи? Когда вы станете взрослыми, какими будут ваши семьи?
Знакомство с понятием «семейные ценности» (работа в группах) Каждый род что-то объединяет. Посмотрите на слова. Что, по-вашему, из этого списка должно объединять каждый род? Знакомство с понятием «семейные ценности» (работа в группах) Каждый род что-то объединяет. Посмотрите на слова. Что, по-вашему, из этого списка должно объединять каждый род? Верность традициям забота любовь Сквернословие фамилия общее увлечение Добрые дела драка общие предки Подарки праздники ссора Обида сходство взаимопонимание
А вот вам и загадки про вас и про ваших родственников: А вот вам и загадки про вас и про ваших родственников: 1. Я составила родословное дерево, получилось две бабушки, два дедушки, четыре прабабушки, восемь прадедушек. Может такое быть? Может такое быть? 2. Две матери, две дочери, бабушка с внучкой, сколько всех? 3. У семерых братьев по одной сестрице. Сколько всего сестер? 4. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? 5. Что принадлежит тебе, а пользуются этим другие?
Подведение итогов урока: Подведение итогов урока: Что нового вы узнали? Что нового вы узнали? Какое чувство возникло Какое чувство возникло от урока? от урока?
Домашнее задание Домашнее задание 1. Придумать и изобразить герб своей 1. Придумать и изобразить герб своей семьи. семьи. 2. Вместе с родителями составить 2. Вместе с родителями составить свою родословную. свою родословную. Нарисовать свое Нарисовать свое родословное дерево. родословное дерево.