Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
Учебный процесс в системе дополнительного образования детей - специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач обучения, воспитания, развития личности.
Образовательный процесс должен отвечать следующим требованиям: иметь развивающий характер; быть разнообразным как по форме и содержанию; основываться на многообразии дополнительных образовательных программ; базироваться на развивающих методах обучения детей; педагога дополнительного образования должен обладать психолого-педагогическими знаниями; использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем; основываться на социальном заказе общества; отражать региональные особенности и традиции.
Учебное занятие - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Чтобы спланировать учебное занятие, необходимо различать: Цель и задачи Типы учебных занятий Формы работы с детьми Методы обучения Этапы занятия
Цель занятия Задачи: - образовательная - воспитательная - развивающая
Типы учебных занятий закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.) изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д. ) обобщение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.) комбинированное контрольное (итоговое)
Формы работы Групповая Фронтальная индивидуальная
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе Лекция Семинар Дискуссия Конференция Экскурсия Экспедиция Туристический поход Учебная игра
Нетрадиционные формы организации деятельности детей Презентация предмета, явления, события, факта Социодрама - сюжетно-ролевая игра Защита проекта Круглый стол Чаепитие День добрых сюрпризов Конверт вопросов Выпускной ринг Соревновательные занятия Деловые игры
Методы обучения По Ю.К. Бабанскому СЛОВЕСНЫЕ: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой НАГЛЯДНЫЕ: метод иллюстраций, метод демонстраций ПРАКТИЧЕСКИЕ: упражнения, практическая работа, решение задач, моделирование объектов
Методы обучения По М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру Объяснительно-иллюстративный метод Репродуктивный метод Проблемный метод Частично-поисковый метод Исследовательский метод
Этапы занятия 1. Организация начала занятия, постановка задач сообщение темы и плана занятия. 2. Проверка домашнего задания (если было), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями. 4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, творческие упражнения. 5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
ПЛАН учебного занятия Дата Тема занятия Цель Задачи: образовательная воспитательная развивающая Тип занятия Форма работы Методы обучения Оборудование для педагога Оборудование для учащихся План занятия: 1. Оргмомент. 2.Проверка домашнего задания, проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 3.Изучение нового материала. 4.Самостоятельная (практическая) работа обучающихся. 5.Итог занятия. Выводы. Рефлексия.