Тема Архитектура античности.
Античная архитектура сформировалась в Средиземноморье, Причерноморском бассейне и соседних странах до V столетия н. э.
Важнейшим достижением Античности стало возникновение геометрии как науки и как следствие осознание пропорции в качестве меры гармонии. Всё это нашло отражение в архитектуре того времени.
Характерной чертой греческих храмов были колонны, берущие свое начало от микенского деревянного столба, лишенного каких-либо декоративных элементов. Камень вытеснил дерево так появились колонны.
Ранний период развития античной архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. Греческая архитектура начала эпохи архаики сохранила форму мегарона микенского периода.
Мегарон - греческий дом прямоугольного плана с очагом посередине
Этот тип постройки стал основным для античных храмов, окружённых колоннадой.
Храм Зевса в Олимпии. 5 в. До н.э.
Типы храмов: Про́стиль тип античного храма. Представляет собой прямоугольное здание с рядом колонн на главном фасаде.
Амфипростиль тип древнегреческого храма, на обоих фасадах которого (переднем и заднем) находится по четыре колонны в один ряд (ордер)
Пери́птер основной тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане. Сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой.
План периптера
Храм Деметры в Пестуме. Vв. до н.э.
Диптер (др.греч. δίπτερος «двукрылый») тип храма в антах, вокруг которого со всех сторон ионический ордер (чаще всего), колонны в несколько рядов (2 и больше).
Храм Артемиды в Эфесе. Херсифрон и Метаген, середина 6 в. до н. э.
Толос (греч. tolos), - круглая в плане, обычно монументальная, культовая постройка (упоминаются античными авторами).
Святилище Афины Пронии. Конец Vго-IVв до н.э.
Храмы строились из глины (необожжённый кирпич) и дерева. От этих храмов почти ничего не осталось.
В VIII в. до н. э. выявились два направления в архитектуре: дорическое и ионическое. Дорический стиль архитектуры сформировался приблизительно в 700 г. до н. э.
Дорические храмы отличались стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций.
Храм Геры в Олимпии
Дорический ордер
Парфенон
Ионический стиль архитектуры был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии. Мастера ионического направления стремились достичь легкости, изящества, прихотливости линий.
Храм Геры на острове Самос
Ионический ордер
Храм Ники
Некоторые зодчие стремились соединить эти два стиля. Так, Иктин и Калликрат достигли полной гармонии направлений, соединив высокие колонны со стройностью и изяществом. Гармоничного сочетания двух стилей удалось добиться и архитектору Мнесиклу, создателю Пропилеев ворот, ведущих к Акрополю.
В V веке до н.э. появился коринфский ордер. Он отличается большой декоративностью.
Коринфский ордер
Образ древнегреческого храма – это синтез нескольких видов искусств. В нём сочетается архитектура, скульптура и живопись.
Парфенон
Парфенон - древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине.
Построен в годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в годах до н. э. под руководством Фидия.
«Золотое сечение»
Храм кажется идеально прямолинейным, но в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии: Стилобат имеет небольшое повышение к центру.
Кривизна стилобата
Угловые колонны наклонены к середине, а две средние к углам.
Колонна немного утолщается на 1/3 от её высоты
Угловые колонны толще остальных
План Парфенона
«Спор Афины и Посейдона» «Рождение Афины»
Статуя Афины