Подготовила: Загидова Н. О.
Фрэ́нсис Бэ́кон ( ) английский философ, историк, политик основоположник эмпиризма и английского материализма. Один из первых крупных философов Нового времени. Догматической дедукции схоластов он противопоставил индуктивный метод, основанный на рациональном анализе опытных данных.
1. «Опыты, или наставления нравственные и политические» 2. «О достоинстве и приумножении наук» 3. «Новый Органон» 4. «Новая Атлантида».
В данном трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода - очищение разума от заблуждений ("идолов", или "призраков"), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент.
Осенью 1623 г. было опубликовано сочинение, состоящее из 9 книг, являющееся наиболее обширным и систематическим из философских произведений Бэкона и по замыслу представляет первую часть труда его. В этой книге впервые предпринята попытка рассмотреть историю как науку в ряду других человеческих наук, что само по себе представляло несомненное достижение исторической мысли.
В "Новой Атлантиде" ( ) рассказывается о загадочной стране Бенсалем, которой руководит "Соломонов дом", или "Общество для познания истинной природы всех вещей", объединяющее главных мудрецов страны. От коммунистических и социалистических утопий утопия Бэкона отличается своим ярко выраженным технократическим характером: на острове царит культ научно-технических изобретений, которые выступают главной причиной преуспевания населения. "Новая Атлантида" осталась незаконченной……….. «Новая Атлантида»
«Опыты, или Наставления нравственные и политические", представляют собой художественные эссе на различные темы. Стиль Опытов лаконичен и назидателен, изобилует учеными примерами и блестящими метафорами. Бэкон называл свои опыты "отрывочными размышлениями" о честолюбии, приближенных и друзьях, о любви, богатстве, о занятиях наукой, о почестях и славе, о превратностях вещей и других аспектах человеческой жизни. В них можно найти холодный расчет, к которому не примешаны эмоции или непрактичный идеализм, советы тем, кто делает карьеру.
В основу классификации Бекон положил такие способности человеческой души: Бэконовская классификация наук, представлявшая альтернативу аристотелевской, долгое время признавалась основополагающей многими европейскими учеными. Память Воображение Разум
Соответственно этой классификации (предыдущий слайд) главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Истори - это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю, описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии - рассудок. Она делится на естественную философию, божественную философию и человеческую философию.
Он различал 4 вида идолов, с которыми человеку надо бороться: Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми идолами, или призраками - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Идолы (призраки) рода Идолы (призраки) рынка Идолы (призраки) театра Идолы (призраки) пещеры
Идолами рода Бекон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Чтобы уменьшить вред, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность.
Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого человека есть своя пещера свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах действительности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности и есть причина данного вида заблуждений.
К идолам рынка или площади Бекон относит ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым спорам, что отвлекает людей от изучений явлений природы и правильного их понимания.
В категорию идолов театра Бекон включает ложные представления о мире, некритические заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или комедия. Сколько было создано в истории философских систем, столько было поставлено и сыграно драм и комедий, изображающих вымышленные миры. Люди же эти постановки принимали ''за чистую монету", ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни.
Бэкон различал три основных пути познания: "путь паука" - выведение истин из чистого сознания. Этот путь был основным в схоластике, которую он подверг резкой критике. Учёные-догматики, пренебрегающие опытными знаниями, ткут паутину абстрактных рассуждений "путь пчелы" - соединение первых двух путей, сочетание способностей опыта и рассудка, т.е. чувственного и рационального. Учёный, подобно пчеле, собирает соки - опытные данные и, теоретически перерабатывая их, создаёт мёд науки. "путь муравья" - узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения
Опыт - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму.. Опыты в науке бывают: Плодоносным - приносят новые знания полезные человеку, это низший вид опытов Светоносными - открывают истину, именно к ним должен стремиться ученый, хотя это трудный и долгий путь
Самое лучшее из всех доказательства есть опыт
Центральная часть философии Бэкона - учение о методе. Метод для Бэкона имеет глубокое практическое и социальное значение. Он - величайшая преобразующая сила, метод увеличивает власть человека над силами природы. Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определенному методу. Таким методом в философии Бэкона выступает индукция. Бэкон учил, что индукция - это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от общего к частному, то в индукции - от частного к общему.