Методы и формы проведения оценки компетенций обучающихся. Контрольно-оценочные средства в реализации ФГОС Школа педагогического мастерства
Оценка - демонстрация и подтверждение обучающимися освоения компетенций модуля Оценка – процесс создания и сбора свидетельств деятельности обучающегося
Свидетельства могут иметь форму: 1. физических объектов (продукт), произведенных обучающимися 2. деятельности обучающегося (под наблюдением оценщика) 3.Результаты выполнения заданий 4.Ответы на письменные и устные вопросы 5.Портфолио студента Собираются в процессе обучения непрерывно!
Оценка в рамках модульного обучения предполагает индивидуальный подход к оцениванию достижений обучающегося по критериям соответствия задаче модуля и освоения действий. оценка компетенций предусматривает только возможность либо подтвердить их освоение, либо не подтвердить, т.е. компетенция либо освоена, либо не освоена.
- проекты -Практические задания по демонстрации компетенций -экзамен -Задания, упражнения -Журналы, дневники обучающихся -портфолио Основные методы оценки, применяемые в рамках модульной технологии, основанной на компетенциях:
Во избежание субъективности при оценивании рекомендуется: Иметь проверочные листы для оценщиков (содержащие четкие ответы на вопросы, критерии выполнения практических заданий); проводить оценку с участием не менее двух оценщиков.
Практическое задание по демонстрации компетенций Где – в различных условиях (учебная аудитория, на рабочем месте, лаборатория) Как – индивидуально или в группе Когда – на любом этапе обучения Обеспечить - инструкциями по выполнению задания, материалами и ресурсами Важно! Связь демонстрирующих компетенций с компетенциями, подлежащими освоению в модуле!
Устная демонстрация компетенций (оценка коммуникативных умений) Разработать четко сформулированные вопросы, соотносящиеся с теми компетенциями модуля, которые подлежат оценке; Создать для обучающихся возможность продемонстрировать нужные компетенции при ответе на вопросы; Объяснить обучающимся какие результаты оцениваются по каким критериям; Обеспечить единство требования проведения оценки для всех обучающихся.
Комплексная демонстрация компетенций Где – на рабочем месте (или среде имитирующей рабочее место) Обеспечить - четкими инструкциями о процедурах проведения оценки (объект, критерии, продолжительность) Предоставить - необходимые материалы, инструменты, оборудование.
Экзамен (средство/форма) оценки способности обучающегося применять умения, знания, понимание Виды экзамена: -практический, (оценка сформированных практических умений; -Устный, (оценка способности сделать устное сообщение); -Теоретический, (оценка способности применять теоретические знания: ответы на вопросы, тесты, эссе)
Проект – четко сформулированное задание в виде инструкции по выполнению Виды: исследование по заданной теме; разработка и создание продукта. Проект позволяет оценить: - понимание и употребление понятий; - использование источников информации; - способность анализировать, оценивать; - понимание процесса; -умение работать в команде (сотрудничать)
Журнал(дневник)обучающегося Ведет сам обучающийся; В дневнике содержится описание конкретного опыта обучения, выполненных заданий, освоенных умений; Содержание и структура журнала устанавливается преподавателем Важно! Формат журнала зависит от характера осваиваемых компетенций!
Портфолио (сбор образцов деятельности, выполненных обучающимся) Когда – в процессе обучения накопление фактов о результатах деятельности, доказывающих освоение требуемых компетенций Что собираем – фото- и видеозаписи, реально созданную продукцию, чертежи, расчеты, схемы, документы и т.д. Разработать – требования к сбору конкретных свидетельств Важно! Свидетельства должны доказывать освоение обучающимися требуемых компетенций!
Оценочные задания (оценка всех параметров, отражающих освоение компетенций) В задании должно быть четко отражено: -Что предстоит выполнить обучающемуся; -Где он будет выполнять задание; -Чем может воспользоваться; -В каком виде требуется предоставить результат; -Критерии оценки; -Время для работы над заданием;
Важно! Получив листок с заданиями, обучающийся должен сразу приступить к их выполнению, т.к. у него не должно возникать дополнительных вопросов
Глаголы, которые рекомендуется употреблять при формулировке оценочных заданий в зависимости от объекта оценки Знания – определять, описывать, перечислить, указать, назвать и т.д.; Понимание – объяснить, оценить, провести различия, сделать вывод, обобщить; Способы применения знаний – использовать, решить, соотнести, подготовить, рассчитать, проанализировать, показать и т.д.;
Глаголы, которые рекомендуется употреблять при формулировке оценочных заданий в зависимости от объекта оценки Аналитические и организационные умения – планировать, создать, распределить, разработать, составить, организовать, оценить, сделать вывод; Практические умения – создать, измерить, осуществить, использовать, демонстрировать и т.д.
Алгоритм разработки контрольно-оценочных средств (КОС) по профессиональному модулю(ПМ)
КОНТРОЛЬ И АТТЕСТАЦИЯ Контроль и оценивание аттестация текущиерубежные промежуточнаяитоговая Последова тельная оценка освоения действий, достижение результатов Оценка освоения действий носит комплексны й характер Дифференцированн ый зачет Экзамен Экзамен (квалификацион ный) ВКР=Диплом ная работа / проект ВКР=Выпускн ая квалификацио нная работа
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ профессионального модуля ОТПРАВНАЯ ТОЧКА РАБОТЫ НАД КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
анализ показателей оценки результата в 5 разделе программы модуля Корректность формулировки показателей результата. Показатель освоения компетенций Продукт практической деятельности Процесс практической деятельности «ОЦЕНЩИК» Критерий качества: Соответствие алгоритму Критерий оценки эталон качества ( ГОСТ, качественные характеристики)
Важно! Перечень показателей целесообразно составлять с учетом имеющихся в структуре ОПОП умений и знаний, соответствующих данному виду деятельности. Однако следует помнить, что компетенция несводима к отдельному умению или знанию, значит, и показатели ее сформированности должны носить комплексный характер.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. моделирование производственной ситуации в соответствии целям и задачам, самопроверка результатов выполнения тестовых заданий, клинических задач Оценка тестового контроля Оценка решения ситуационных задач; Оценка работы в малых группах;
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки ПК 1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. Владение техникой вербального и невербального общения, использование элементов терапевтического общения Соблюдение требований терапевтического общения Оценка решения ситуационных задач Экспертная оценка выполнения заданий на производственной практике
2. Разработка типовых заданий для экзамена (квалификационного) по ПМ -Сгруппировать общие и профессиональные компетенции -Направленность заданий на решение профессиональных задач (ситуации профессиональной деятельности) -Разработать экспертный лист (критерий для оценивания) -Обозначить требования для выполнения (место, время, оснащение)
Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности с использованием практических заданий ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ ___, количество вариантов_____ Типовое задание:_________________________________________________ обобщенная формулировка задания, на базе которого путем конкретизации разрабатываются варианты задания (см. ниже) путем видоизменения предмета, материалов, технологий и прочих условий задачи Оцениваемые компетенции: _______________________________________ перечислить ПК и ОК Условия выполнения задания_____________________________________ _________________________________________________________________ Указать: - место (время) выполнения задания: на учебной/ производственной практике, в цеху организации (предприятия), мастерской ОУ (ресурсного центра), на полигоне, в учебной фирме и т.п.; - используемое оборудование (инвентарь), расходные материалы - другие характеристики, отражающие сущность задания: в режиме деловой игры, в реальных (модельных) условиях профессиональной деятельности и т.д., и т.п. Вариант задания _______ Текст задания (если деление на части не предусмотрено) ________________ Часть А. (при необходимости) _______________________________________ Часть Б. (при необходимости) ________________________________________ Инструкция (можно расширить) 1.Последовательность и условия выполнения задания (частей задания) (указывается при необходимости) ___________________________________ 2. Вы можете воспользоваться (указать, чем) __________________________ 3. Максимальное время выполнения задания – ___________ мин./час.
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО ПРАКТИКЕ _________________________________________________________________, ФИО обучающийся(аяся) на _____ курсе по профессии НПО / специальности СПО ________ _________________ код и наименование успешно прошел(ла) учебную / производственную практику по профессиональному модулю _________________________________________ наименование профессионального модуля в объеме ______ часов с «___»_____20__ г. по «___»_______20__ г. в организации _____________________________________________________ __________________________________________________________________ наименование организации, юридический адрес Виды и качество выполнения работ Виды и объем работ, выполненных обучающимся во время практикиКачество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика Характеристика учебной и профессиональной деятельности обучающегося во время учебной / производственной практики (дополнительно используются произвольные критерии по выбору ОУ)___________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ __________________________________________ Дата «___»._______.20___ Подпись руководителя практики ___________________/ ФИО, должность Подпись ответственного лица организации (базы практики) ___________________/ ФИО, должность