Георгий Товстоногов «Его дарование было эпического склада, его спектакли не зря называли сценическими романами. За любой пьесой, будь то классика или современная драма, он умел увидеть огромный кусок жизни, который служил этой пьесе источником. И тогда знаки на бумаге наполнялись ошеломляющими случайностями и открытиями, которые к тому же добывались как бы изнутри самой пьесы, без открытой ломки её структуры». А. Смелянский Выполнила Ангелина Морозова, гр
Спектакль «ИСТОРИЯ ЛОШАДИ» «История лошади» спектакль по повести Л. Н. Толстого «Холстомер», поставленный Георгием Товстоноговым в 1975 году на сцене Большого драматического театра им. Горького Создатели спектакля Постановка Г. А. Товстоногова Художник Э. С. Кочергин Режиссёр М. Г. Розовский Музыкальное оформление М. Г. Розовского и С. Е. Веткина Музыкальный руководитель С. Е. Розенцвейг Звукорежиссёр Г. В. Изотов Художник по свету Е. М. Кутиков Инсценировка Марка Розовского. Стихи Ю. Е. Ряшенцева.
«История лошади» в постановке Товстоногова не может сравниться ни с одним другим спектаклем с этим названием: один Товстоногов воплотил философские идеи Толстого во всей их глубине. Действущие лица и исполнители Холстомер Евгений Лебедев Князь Серпуховской Олег Басилашвили Вязопуриха, она же Матье, она же Мари Валентина Ковель Милый, он же Офицер, он же Бобринский Михаил Волков Феофан, он же Фриц Юзеф Мироненко Генерал П. П. Панков, Всеволод Кузнецов (в телеверсии) Конюший, он же объявляющий на бегах М. В. Данилов Васька, конюх, он же половой на бегах Г. А. Штиль
«Нет ничего беззащитней живого, беспощадней живых – никого…» Lorem Проблемы: Уникальности и стадности Любви и измены Свободы и собственности «Отцы и дети»
Холстомер становится мыслителем, покорно и терпеливо несущим бремя своей несчастливой жизни, иллюстрируя идею Толстого о непротивлении злу насилием, сформулированному им близко к Нагорной проповеди: «Будь добрым и не противодействуй злу насилием». Эта идея Толстого была воплощена Товстоноговым и его актерами
Title Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit. Vivamus et magna. Fusce sed sem sed magna suscipit egestas.
«ИСТОРИЯ ЛОШАДИ» ЗАПИСИ РЕПЕТИЦИЙ Появляется Генерал. Осматривает жеребенка, говорит: «Пегий». 1.(Панкову.) «Пегий» бросьте Конюшему, будто он его таким родил.
Title Конюший обещает Холстомеру хорошо его кормить. «Но, добавляет он, если замечу в любви, загоняю и убью». «Разгонитесь» на обещании хорошей кормежки, а после текста «замечу в любви», сделайте паузу, и мы будем ждать, что вы скажете что-то такое, необыкновенно приятное… А сказали просто и бытовой: «Загоняю и убью». «ИСТОРИЯ ЛОШАДИ» ЗАПИСИ РЕПЕТИЦИЙ
Генерал пошутил и засмеялся своей шутке. Пытаясь ему угодить, посмеивается Конюший. (Данилову.) Надо смеяться тише Генерала, по ранжиру. «ИСТОРИЯ ЛОШАДИ» ЗАПИСИ РЕПЕТИЦИЙ Конюх точит нож. Тов-гов: Ритмичнее звук ножа о камень. Надо, чтоб этот процесс соединился с музыкой.
Творческий метод Товстоногова 1. Отказываться от первой идеи Первый пришедший в голову замысел – штамп, от которого нужно избавляться 2. Искать идеальное решение Необходимо сознательно не ограничивать фантазию возможностями реализации и поначалу думать только об идеальном решении «Только освободившись от ограничительных соображений, вы сможете прийти к тому, что нужно в идеале. Искать же необходимо именно идеальное только так возникает оригинальный замысел». 3. Товстоногов предлагает избавиться от ограничений, предполагая, что театр имеет столь же богатые возможности как и кинематограф 4. Питать фантазию информацией Единственный способ свернуть с пути банальных ассоциаций и фантазий – изучить реальную жизнь и в ней искать стимулы для воображения
Подходы: Режиссерская школа Товстоногова предлагает своим ученикам отказаться от термина «искусство переживания», заменив его «искусством действия». Одно из принципиальных направлений творчества Товстоногова героический спектакль, в котором предмет режиссерского исследования нравственные истоки подвига, природа человеческого мужества и стойкости поворачивается разными гранями
Спасибо за внимание!