Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольника Психолог Д/У 28 Чернова И.Н. Психолог Д/У 28 Чернова И.Н.
Что же включает понятие « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА » ?
Социализировать дошкольника значит : обогатить его индивидуальный опыт положительными впечатлениями от совместной с другими деятельности; обогатить его индивидуальный опыт положительными впечатлениями от совместной с другими деятельности; развить у него социальные потребности; формировать социальные умения и навыки; формировать готовность и способность принимать другого во внимание ( работать в команде, договариваться, в случае необходимости поступаться собственными интересами в пользу социальной группы); развивать умение гармонично "вписываться" в детские коллективы, находить в них свое место (определять свой статус среди сверстников согласно своим возможностям и притязаниям ).
Компоненты социальной компетентности : 1) Мотивационный компонент : потребность в общении и одобрении, желании занять определённое место среди значимых людей. 2) Познавательный компонент : наличие элементарных представлений об окружающем мире, осведомлённость в области взаимоотношений людей в обществе. 3) Поведенческий компонент : взаимодействие со средой ( способность принимать правила группы). 4) Эмоциональный компонент : умение обходиться со своими (и чужими) чувствами и эмоциям как принято в обществе. ( нормы поведения).
Традиционный (через семью и ближайшее окружение); Институциональный ( детский сад, кружки, средства массовой коммуникации); Институциональный ( детский сад, кружки, средства массовой коммуникации); Межличностный ( через значимых лиц). Межличностный ( через значимых лиц). «Жизненный путь ребёнка» что влияет на его прогрессивное развитие что влияет на его прогрессивное развитие Механизмы социализации :
Условия, необходимые для социального развития дошкольника 1). Эмоционально окрашенный, позитивный стиль общения с ребёнком в семье Образ Мира (мироощущение) С рождения. Младенческий возраст. Своих границ нет. Ребёнок и есть весь Мир. ( + ; - ) Образ Я (самоощущение) С 2,5-3 лет. Я – ПЕТЯ – ХОРОШИЙ – БЫЛ – ЕСТЬ – БУДУ. неизменная часть ( + ; -) ? Образ Я в МиреК 6,7 годам. Какой Я? В каком Мире?
2) Целенаправленная деятельность образовательного учреждения Формы работы: Беседа Развивающие игры Игровая терапия Сказкотерапия Этюды Релаксация Моделирование проблемной ситуации - поиск альтернатив; - предсказание последствий; - ситуации выбора (затруднения) и т.д.
3) Разнообразная деятельность ребёнка – свободная или специально организованная, собственная или совместная со значимыми для него людьми (игра, познавательная, изобразительная, предметная деятельность, труд, общение и т.д.)
Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешности адаптации в меняющемся социуме.
Пожелания коллегам Дерзайте и все у вас получится !!! Спасибо за внимание!