ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ЯВЛЯЕТСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОТДЕЛЬНЫМИ НАПРВЛЕНИЕМ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК СИСТЕМА ОРГАНИЗОВАННОГО ЗНАНИЯ НАСЧИТЫВАЕТ БОЛЕЕ СТА ЛЕТ И ОДНОВРЕМЕННО ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕНСИВНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОТРАСЛЬЮ ЗНАНИЯ ? ВСЕ БОЛЕЕ ПРИОБРЕТАЮЩЕГО ХАРАКТЕР МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО. СОВРЕМЕННЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, БАЗИРУЕТСЯ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РАЗРАБОТКАХ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, БУДУЧИ ИММАНЕНТНО СВЯЗАННЫМ С ОПЫТОМ И ПРАКТИКОЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РАЗВИВАЕТСЯ КАК ОРИГИНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ.
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДАННОЙ ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ПРОСЛЕДИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ОТ ТЕХНОКРАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЯВШЕГО ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА, К ЛИЧНОСТНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ ПАРАДИГМЕ ИНТЕГРИРУЮЩЕЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. ЗАПАДНАЯ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВКЛЮЧАЛА В СЕБЯ : « ПОДХОД НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ », ТЕОРИЮ « ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ », ТЕОРИЮ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЮ СТРАТЕГИЙ, ТЕОРИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ГЛОБАЛЬНОГО « МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗ ГРАНИЦ ».
В УСЛОВИЯХ АКТИВНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВОЗРАСТАЕТ РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК СОВРЕМЕННОЙ ТРАКТОВКИ УПРАВЛЕНИЯ С УЧЕТОМ СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ИЗ - ЗА ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ, ОБРАЗОВАВШЕЙСЯ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ В НАЧАЛЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, СВЯЗАННЫЕ С ПОИСКОМ НОВЫХ ПУТЕЙ И СРЕДСТВ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ТРЕБУЮТ ВСЕСТОРОННЕГО И ГЛУБОКОГО АНАЛИЗА ИМЕЮЩИХСЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ, А ТАКЖЕ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕРЕДОВОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОПЫТА, ПРИОБРЕТЕННОГО В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА. ДАННАЯ ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИМЕЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ КАК В НАШЕЙ СТРАНЕ, ТАК И ЗА РУБЕЖОМ. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ЯВЛЯЕТСЯ СПОСОБОМ КРАТКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМОГО МАТЕРИАЛА В ДАННОМ ВОПРОСЕ.
ЗА РУБЕЖОМ ВОЗНИКЛО НЕСКОЛЬКО НАУЧНЫХ ШКОЛ И КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ. ПЕРВОНАЧАЛЬНО УПРАВЛЕНИЕ РАССМАТРИВАЛОСЬ КАК СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННАЯ С РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНЧЕСКИМ РЕВОЛЮЦИЯМИ, В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ПРОИСХОДИВШИМИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ, СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ, ВОСТОКА. ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА, ПОЛУЧИВШАЯ ПОЗДНЕЕ ОБОБЩЕННОЕ НАЗВАНИЕ « ПОДХОД НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ». ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДАННОЙ ШКОЛЫ ИСХОДИЛИ ИЗ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ; ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РАССМАТРИВАЛИСЬ КАК ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. ИМЕННО В РАМКАХ ДАННОЙ ШКОЛЫ БЫЛИ СФОРМУЛИРОВАНЫ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ : СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, ПОЛНОМОЧИЯ, ЕСТЕСТВЕННОСТЬ, ДИСЦИПЛИНА И СПРАВЕДЛИВЫЕ САНКЦИИ, ЕДИНОНАЧАЛИЕ, ЕДИНСТВО ДЕЙСТВИЙ, ПОДЧИНЕННОСТЬ ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ, СПРАВЕДЛИВОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ РАБОТНИКОВ ЗА ТРУД, ПОРЯДОК НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ, ИНИЦИАТИВА И ПООЩРЕНИЕ РАБОТНИКОВ.
В РАМКАХ ТЕОРИИ « ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ » ИССЛЕДУЮТСЯ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАБОТНИКОВ, ИЗУЧАЮТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА И ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДА, А ТАКЖЕ СВОЙСТВА КОЛЛЕКТИВА КАК КОНСОЛИДИРОВАННОГО СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОТРЕБНОСТИ, СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СВЯЗЫВАЮТСЯ СТОРОННИКАМИ ДАННОГО ПОДХОДА С ЗАДАЧАМИ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА, КОТОРЫЙ ЗАВИСИТ ОТ СТИЛЯ, МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ И КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ.
ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ В ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ УДЕЛЕНО ВЫБОРУ РАЦИОНАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ. С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СУЩЕСТВЕННО ВАЖНО, ЧТО В РАМКАХ ДАННОЙ ТЕОРИИ МЕНЕДЖЕРЫ ОРИЕНТИРУЮТСЯ НА МАКСИМАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВСЕХ УЧАСТНИКОВ КОММУНИКАЦИИ. БЛАГОДАРЯ РАЗРАБОТКАМ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ ПРОИЗОШЛО НАУЧНО ОБОСНОВАННОЕ ПРИЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ПЕРЕД ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ, ТАК И ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ В ЦЕЛОМ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ТЕОРИИ СТРАТЕГИЙ СТАЛО УЧЕНИЕ А. МАСЛОУ О СТРУКТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИИ НА МОТИВАЦИЮ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ. В РАМКАХ ЭТОЙ ШКОЛЫ В КАЧЕСТВЕ ВАЖНЕЙШЕЙ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЫЛА РАЗРАБОТАНА ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА. СТОРОННИКИ ТЕОРИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ГЛОБАЛЬНОГО « МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗ ГРАНИЦ » ИСХОДЯТ ИЗ НЕОБХОДИМОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРОВОГО БАЛАНСА МЕЖДУ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ И СОХРАНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. В РАМКАХ ДАННОЙ ТЕОРИИ БЫЛИ РАЗРАБОТАНЫ МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА.