Город Болгар, расположенный на левом берегу Волги, получил свое название в 1991 году в честь столицы Волжской Булгарии одного из ранних государственных объединений Восточной Европы, находившейся в древности на этом месте. Городище (развалины) древнего Болгара находится неподалеку от современного города и представляет собой исторический памятник особой важности. Культурное наследие оберегается созданным на базе городища Болгарским государственным историко- архитектурным музеем-заповедником.
Соборная мечеть, XIII век. Единственное сохранившееся религиозное сооружение ранние золотоордынского периода. Мечеть высоко возвышалась над окружающими постройками и хорошо просматривалась с воды. Величественное сооружение было призвано демонстрировать мощь государства и величие ислама. К северной стене Соборной мечети примыкает выступ это фундамент Большого минарета, не сохранившегося до наших дней.
Северный мавзолей Северный мавзолей, XIV век, был выстроен над захоронениями знатных людей. Также известен под названием «Монастыpcкий погреб», так как использовался для хранения продуктов. Сегодня в мавзолее функционирует выставка булгарских эпиграфических памятников.
Восточный мавзолей XIV век. Усыпальница болгарской знати, наиболее полно сохранившийся памятник булгарской архитектуры. В начале XVIII века мавзолей был перестроен и использовался в качестве церкви. Экспозиция внутри здания на примере археологического раскопа рассказывает историю городища начиная с XI века и до наших дней.
Церковь Успения, XVIII век. Построенная в исламском регионе церковь наглядно демонстрирует следы политики русификации, проводимой царским правительством. Сейчас в бывшей церкви музей, в котором собраны найденные во время археологических раскопок свидетельства материальной культуры, быта болгар: посуда, инструменты ремесленников, ювелирные украшения.
Баня Баши в Софии Сохранившиеся постройки являлись частью множества усыпальниц, поминальных мечетей, расположенных на территории «Ханского кладбища». По преданию, на этом месте захоронены сахибы первые проповедники ислама на булгарской земле.
Белая палата руины бани XIV века На Востоке опрятность считается синонимом добродетели, поэтому бани всегда играли важную роль в общественной жизни. Залы при банях часто выступали местом собраний, бесед, публичных выступлений. Для женщины баня была единственным местом, где она могла встречаться с подругами и проводить время в праздных разговорах.
Черная палата, XIV век, Наиболее хорошо сохранившийся памятник булгарской архитектуры. Точное предназначение ее до сих пор неизвестно. Одни исследователи считают, что в этом здании располагалось судилище, другие мечеть или медресе, а третьи утверждают, что кельи и просторный зал для моления предназначались для странствующих дервишей.
Свияжск – это историко-культурная жемчужина Республики Татарстан. Древняя крепость, построенная в далеком средневековье в правление Ивана Грозного, служила военным форпостом в Поволжье и местом отдыха и подготовки военных частей для похода на неприступную крепость Казань. После взятия Казани Остров- град продолжал жить и рассказывать свои воспоминания о лучших и тяжких временах. В этом городе дух истории и жизни чувствуется в каждом памятнике, улице, закоулке.
Церковь Николая Чудотворца Церковь Николая Чудотворца – это одна из архитектурных жемчужин историко-культурного комплекса Свияжска. В течение уже четырех столетий этот храм является местом паломничества многих православных верующих не только Поволжья, но и России. Никольская церковь одна из древнейших, средневековых церквей, расположенных на территории историко-культурного комплекса Свияжска. Некоторые исследователи считают что, что церковь Николая Чудотворца – это первый каменный храм-крещальня на побережье Волги. Церковь Николая Чудотворца была заложена в 1555 г. и освящена архимандритом Германом 6 декабря 1556 г. Храм строился псковскими мастерами-зодчими, которыми, возможно, руководил Иван Ширяя.
Сергиевская церковь Первоначально церковь была деревянной. В начале XVII в. храм был перестроен и становится каменным. Церковь была освещена 7 октября 1604 г. в честь особо почитаемого православного русского Святого – Сергия Радонежского. Именно Сергиевская церковь станет центром Троице- Сергиевского монастыря. Храм сложен из белого камня разной величины и является двухэтажным зданием. Церковь располагалась на втором этаже, а первый этаж служил складным помещением для монастырского хозяйства, а по некоторым преданиям здесь также располагались кельи монахов. В Сергиевском храме хранилась главная святыня Свияжска – древняя икона Сергия Радонежского. Имелось предание, что икону привезли из Троице-Сергиевской Лавры.
Троицкая церковь На острове Свияжске с XVI в. сохранился уникальный и единственный памятник деревянного зодчества Поволжья – Троицкая церковь. Троицкая церковь - это все, что осталось нам, современному поколению, от средневекового деревянного Острова- града. Об уникальности храма свидетельствует и сама история этого памятника. Храм первоначально относился к Троице-Сергиевскому монастырю, который был основан в 1551 г. на острове Свияжске по указу Ивана Грозного. Строительство монастыря и церкви финансировалось не только из царской казны, но и подмосковным Троице-Сергиевским монастырем, к нему и был приписан строящийся монастырь. Была легендарная история о том, что, еще задолго до закладки первого камня на Острове-граде, сам Сергий Радонежский, особо почитаемый для православных христиан Святой, благословил этот остров для христианского города.