Развивать индивидуальные способности детей в развитии тонкой моторики пальцев рук; Развивать тактильную чувствительность рук детей; Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей; Сформировать элементарные специфические графические навыки.
Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами). Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки). Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение). Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров). Работа с различными крупами (горох, фасоль, манка, рис) Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант). Игры в сухом бассейне, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь. Массаж с шариками и колечками Су-Джок, самомассаж.
систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам; последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным; если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
В данной деятельности происходит развитие мелкой моторики рук, координации действий обеих рук, зрительного восприятия, внимания, воображения. А также осуществляется знакомство с предметами и явлениями окружающего мира, тем самым расширяется словарный запас детей и уточняются знания о них.
Во время проведения игр с различными предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость.
Игра-шнуровка помогает развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи.
Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память. Ручка-самоучка позволяет без усилий выработать правильную постановку пальцев ребенка при обучении письму.
В него входят: массажные расчески, щетки, кисти, губки, бигуди, мячики-ежики, кольца и шарики Су- Джок, массажные коврики в виде окружающих предметов и частей тела. Все предметы разного размера, степени жесткости, что позволяет испытывать детям тактильные ощущения разного характера, а также способствуют снятию мышечного напряжения и нормализации тонуса. Пальчиковые игры и упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.