Мастер-класс Современный урок с использованием таксономии Блума.» Салмина Наталья Егоровна учитель начальных классов первого уровня квалификации, 3 (базового) уровня.
Я знаком с таксономией Блума. Я использую таксономию Блума. Я не знаком с таксономией Блума.
Как сделать так, чтобы задания обеспечивали развитие ученика – учили мыслить, действовать, формировали устойчивые навыки поведения в реальных жизненных ситуациях? Как сохранить потребность к обучению на протяжении всей жизни? Как сформировать функционально грамотную личность, владеющую базовыми компетенциями?
Почему Блум? Таксономия мне нужна, чтобы: 1. правильно ставить цели в обучении; 2. правильно формулировать проблемы и задания для учащихся; 3. правильно подбирать адекватные оценочные инструменты ; 4. правильно проводить рефлексию по результатам обучения.
Таксономия учебных задач по Блуму хорошо технологизирована: для каждого уровня определена типология учебных заданий; указаны глаголы, с которых должны начинаться учебные задания; указаны основные операнды, которые следует использовать в изложении учебного задания.
Наиболее распространенным механизмом целеполагания, точно соответствующей требованиям современной парадигмы образования, является таксономия когнитивного сферы Б. Блума. Кроме того стадии когнитивной деятельности, выделенных и описанных Б. Блумом, категориально соотносится с системой критериев исследований TIMSS и PISA. Когнитивные, или компетентностные критерии обоих исследований можно объединить в три блока 1) знания, 2) применение и 3) рассуждение
21 февраля 1913 – 13 сентября 1999
Таксономия Блума (1956 г.) Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов и заданий обучающего характера; Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы и задания с определенной категорией; Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания. оценка синтез анализ применение понимание знание
Требования к цели обучения Цель должна быть ориентирована на ученика Цель должна быть достижима Цель должна быть измерима
Конструктор цели: Знаю Умею Смогу
Ожидаемый результат: Участники будут знать……. Участники будут уметь…. Участники смогут…..
Таксономия Блума классифицирует учебные задания на 6 уровней: Первый уровень «ЗНАНИЯ» – научение ИНТЕРЬЕРИЗИРОВАТЬ информацию, т.е. переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую ПАМЯТИ, превращать ИНФОРМАЦИЮ в ЗНАНИЯ; Второй уровень «ПОНИМАНИЕ» – научение МАНИПУЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯМИ (представлять в различных видах интерьеризированную информацию), которые попали в ПАМЯТЬ; Третий уровень «ПРИМЕНЕНИЕ» - научение ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру и подобию»; Четвертый уровень «АНАЛИЗ» - научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе раннее приобретенных знаний открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ; Пятый уровень «СИНТЕЗ»- научение посредством алгоритма синтеза на основе раннее приобретенных знаний открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ; Шестой уровень «ОЦЕНИВАНИЕ» - научение делать УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ в конкретной ситуации посредством элементарных мыслительных операций, на основе раннее приобретенных ЗНАНИЙ, открытых для себя НОВЫХ ЗНАНИЙ и жизненного ОПЫТА
Уровень НавыкиЗадания Знание Повторение или распознавание информации Назовите … В каком году … Где происходит … Напишите формулу … Перечислите … Понимание Схватывание (понимание) смысла информационных материалов Закончите фразу … Что вы узнали … Почему … Преобразуйте выражение … Объясните взаимосвязь … Расскажите своими словами Применение Применение в сходной ситуации Объясните цель применения Решите домашнюю задачу несколькими способами … Какая теория позволит объяснить данное явление Проверьте предложенную гипотезу … Выводы …
Уровень НавыкиЗадания Анализ Определить части и структуру Какова структура … Классифицируйте … Что является следствием … Сравните … Проанализируйте причины … Синтез Соединить части по-новому Найдите собственное решение … Предложите алгоритм … Найдите альтернативу … Каковы возможные изменения … Систематизируйте … Исследуйте … Оценка Оценить значимость на основе критериев Оцените логику … Опишите достоинства … Выделите критерии … Соответствуют ли … Что вы думаете о … Сделайте выводы …
Модель традиционного урока Время Модель урока с использованием таксономии Блума Время Организационный момент 3 мин Организационный момент 3 мин Проверка домашнего задания 5-7 мин Самостоятельное усвоение новой информации 5-7 мин Объяснение нового материала 10 мин Выполнение учебных заданий 35 мин Закрепление нового материала 15 мин Итоги урока 3 мин Анализ выполненных заданий и объявление оценок 5 мин Анализ выполненных заданий и объявление оценок 5 мин Домашнее задание 3-5 мин Домашнее задание 3-5 мин
Таксономия Блума определяет способы классификации, начиная от простейших учебных действий до самых сложных. 1 уровень- 5-7 заданий 2 уровень-1-2 задания 3 уровень- 5 заданий 4 уровень- 1 задание 5 уровень- 1 задание 6 уровень- 1-2 задания За первые три уровня(12-13 заданий)- оценка "3" за 15 заданий-"4" за 17 заданий -"5"
Ассоциативная модель таксономии учебных заданий к современному уроку по Блуму: Комплект учебных заданий по Блуму - это целостный проект дома, который строит учащийся за один урок. Дом состоит из фундамента, который формируется с помощью учебных заданий ПЕРВОГО, ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО уровней ВНИМАНИЕ!!! Каждый ученик за урок должен выложить фундамент дома!!! Строительство Первого этажа завершается выполнением учебных заданий ЧЕТВЕРТОГО уровня. Строительство Второго этажа завершается выполнением учебных заданий ПЯТОГО уровня. Строительство Третьего этажа завершается выполнением учебных заданий ШЕСТОГО уровня. ВНИМАНИЕ!!! Каждый ученик строит столько этажей, сколько позволит ему время, отведенное за один урок!!! Условия для всех одинаковые!!!
Интерактивная таксономия Блума
Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать. Иоганн Вольфганг Гете
БЛАГОДАР ю ЗА ВНИМАНИЕ!
Использованная литература: ru.wikipedia.org/wiki/Таксономия_Блума wiki.tgl.net.ru/index.php/ Кеннеди Д. Написание и применение результатов обучения: практическое руководство. Университет Корк (Ирландия), 2007 г.(пер. Карачаровой Е.Н.) 2. Пособие по написанию результатов обучения Хэртфордского университета (извлечения) (пер. Тарасюк Л.Н.) 3. Уолш А., Вебб М. Пособие по написанию результатов обучения Кингстонского университета, 2002 (пер. Тарасюк Л.Н.) Европейские публикации по вопросам написания результатов обучения