Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Факультет «Психологии и Педагогики» Направление «Педагогическое образование» Профиль «Дошкольное образование» Тема : Анализ спроса. Графическая трактовка.
Понятие спроса Спрос – это потребность покупателей в данном товаре (благе), выраженная в их покупательной способности (это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге) Как вы думаете, на всех ли фотографиях изображен спрос? Что такое спрос? Сформулируйте собственное определение. Спрос – это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге. Спрос – это потребность покупателей в данном товаре (благе), выраженная в их покупательной способности (это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге) Как вы думаете, на всех ли фотографиях изображен спрос? Что такое спрос? Сформулируйте собственное определение. Спрос – это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.
Индивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, общий рыночный спрос будет суммированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.
Традиционно принято выделять две специфические разновидности рыночного спроса : *функциональный спрос, обусловленный присущими данному благу потребительскими качествами; *нефункциональный спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов.
Кривая спроса Графически спрос изображается в виде кривой спроса, которая обозначается буквой D (demand). Что показывает кривая спроса? Кривая спроса показывает, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент. Величина спроса – количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене. Графически спрос изображается в виде кривой спроса, которая обозначается буквой D (demand). Что показывает кривая спроса? Кривая спроса показывает, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент. Величина спроса – количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене. Количество товара
происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением всей кривой спроса вправо и вверх (если спрос растет) или влево и вниз (если падает). Изменение спроса
называют детерминантами спроса. Основными детерминантами спроса являются: 1. вкусы (предпочтения) потребителей; 2. число потребителей на рынке; 3. доходы потребителей; 4. цены на сопряженные товары; 5. потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов Факторы смещающие кривую спроса
Закон спроса – повышение цен ведет к снижению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению Эффекты закона спроса. Эффект нового покупателя Эффект замещения Эффект дохода Вероятность того, что покупка произойдет, выше у товара с низкой ценой. Рост цен на товар приведет к увеличению спроса на товар – заменитель. При планировании расходов, если цена окажется ниже ожидаемой, высока вероятность, что «доход» тоже будет потрачен.
Факторы закона спроса Главный фактор, от которого зависит спрос – цена (ценовой фактор). Неценовые факторы спроса: -изменение предпочтений потребителей (мода, сезоны …); -размеры доходов потребителей; - наличие товара заменителя – субститута, способного удовлетворить ту же потребность (сок, компот); - наличие взаимодополняющих товаров (автомобиль – бензин, электро игрушка – батарейки …); -изменения в полезности товара (ПК дома); -инфляционные ожидания (покупки впрок);
Парадоксы закона спроса Парадокс состоит в том, что их объяснение так же укладывается в рамки закона спроса, а это значит, что обратная зависимость величины спроса от динамики цены действительно является экономическим законом. 1 парадокс – на динамику величины спроса влияет не только реальное движение цены, но и ожидаемое покупателем, т. Е. не только реальная, но и ожидаемая цена. Социально – психологическое состояние становится экономическим фактором (в будущем еще дороже, надо брать сейчас). 2 парадокс – снижение цены может вызвать не увеличение спроса, как требует закон, а стимулировать падение. В движение величины спроса вмешивается фактор ожидаемой цены. Т.Е. раз этот товар снижается в цене, то потом его можно будет купить еще дешевле. 3 парадокс – устойчивый спрос на традиционно дорогие товары. Выгода, которую получает покупатель – беспроигрышно е помещение сбережений, их цена имеет тенденцию к возрастанию.
Рыночное равновесие можно определить как состояние, при котором ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка рыночного равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения, т.е. в точке Е.
Спасибо за внимание!