Подготовила : магистрант Каирбекова М. У. Проверил : Ph.D, к. э. н., профессор Укубасова Г. С. Астана, 2017 ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ЧАСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ
Основные источники эффекта разнообразия : многоцелевое совместное использование производственных мощностей ; концентрация сбытовой сети ; возможность передачи информации, знаний, технического и управленческого опыта от одних производств к другим ; многосторонняя подготовка работников и разнообразие получения ими информации. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ( ОТ ЛАТ. « ИЗМЕНЕНИЕ, РАЗНООБРАЗИЕ ») ЭТО РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НОВЫЕ СФЕРЫ ( РАСШИРЕНИЕ АССОРТИМЕНТА ПРОИЗВОДИМЫХ ИЗДЕЛИЙ, ВИДОВ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И Т. Д.).
ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ НЕДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ КОМПАНИИ Конкурентная позиция слабая сильная Темпы роста рынка высокие Стратегические возможности: Пересмотр стратегии концентрации в одной сфере (для увеличения товарооборота). Покупка другой фирмы в той же отрасли (для усиления конкурентных преимуществ). Вертикальная интеграция. Диверсификация. Слияние или продажа. Ликвидация. Стратегические возможности: Продолжение концентрации в одной области. Международная экспансия. Вертикальная интеграция. Диверсификация в смежные отрасли (для переноса в них знаний и опыта из базовой отрасли). низкие Стратегические возможности: Пересмотр стратегии концентрации в одной сфере. Слияние с конкурирующей фирмой. Вертикальная интеграция. Диверсификация. «Снятие сливок» и уход с рынка. Ликвидация. Стратегические возможности: Международная экспансия. Диверсификация в смежные отрасли. Диверсификация в новые отрасли. Совместные предприятия в новых отраслях. Вертикальная интеграция. Продолжение стратегии концентрации.
Связанная Связанная вертикальная диверсификация ( вертикальная интеграция ) Связанная горизонтальная диверсификация ( горизонтальная интеграция ) Несвязанная Центрированная диверсификация Конгломерантная диверсификация Основной критерий определения типа диверсификации принцип слияния ВИДЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ :
СВЯЗАННАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ, ИЛИ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ это процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска основного продукта на ступенях до или после процесса производства.
полная интеграция производственной деятельности ; частичная интеграция, в этом случае часть необходимых комплектующих закупается у других предприятий ; квазиинтеграция создание стратегических альянсов предприятий, заинтересованных в интеграции без перехода прав собственности. ТИПЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ :
это объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области Главная цель горизонтальной интеграции усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними. СВЯЗАННАЯ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ, ИЛИ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
НЕСВЯЗАННАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ охватывает такие направления деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной деятельностью предприятия.
Стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов в существующем бизнесе. Стратегия конгломератной диверсификации состоит в расширении предприятия за счет производства технологически несвязанных с уже производимыми новыми продуктами, которые реализуются на новых рынках. ВИДЫ НЕСВЯЗАННОЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ :