СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ КЛЫЧКОВ Русский и советский поэт, прозаик и переводчик.
Биография Сергей Антонович Клычков [деревенское прозвище семьи, использовавшееся иногда как псевдоним, Лешенков ] (1(13) июля октября 1937) сын кустаря-сапожника в деревне Дубровки Тверской губернии. Семья была старообрядческой, и свой творческий дар, как считал сам С. Клычков, он унаследовал от «речистых» родителей и предков. Будучи учеником, участвовал в революции 1905 года, входил в состав боевой дружины. В 1906 году написал ряд стихов на революционные темы, напечатанные в альманахе «На распутье». Ранние стихи Клычкова были одобрены С. М. Городецким. В 1908 году с помощью Модеста Ильича Чайковского выехал в Италию, где познакомился с Максимом Горьким и А. В. Луначарским. После возвращения из Италии поступил на историко- филологический факультет Московского университета, но не окончил его (исключён в 1913 году). В 1911 году при материальном содействии М. Чайковского в издательстве «Альциона» вышел в свет его первый поэтический сборник «Песни». В 1914 году появился второй сборник «Потаённый сад» в том же издательстве.
Военное и послевоенное время I Во время Первой мировой войны отправился на фронт; войну начал в Гельсингфорсе, затем был переведён на Западный фронт и позже, в звании прапорщика в Балаклаву, куда отправилась за ним давно знакомая и любимая (вскоре ставшая женой), бывшая гимназистка Евгения Александровна Лобова. Военные впечатления Клычков позже воспроизведёт в романе «Сахарный немец». После октябрьской революции в Москве в здании Пролеткульта он живёт в одной комнате с Сергеем Есениным. В особняке на Воздвиженке при участии Клычкова, Есенина, Орешина, Белого, Повицкого было организовано издательство «Московская трудовая артель художников слова», на Большой Никитской открылся магазин этого издательства. В этом издательстве вышли несколько сборников Клычкова. В годах жил в Крыму, где едва не был расстрелян (махновцами, затем белогвардейцами). В 1921 году переехал в Москву, где сотрудничал в основном в журнале «Красная новь».
Военное и послевоенное время II Стихи ранних поэтических сборников Клычкова («Песни: Печаль-Радость. Лада. Бова», 1911; «Потаенный сад», 1913) во многом созвучны со стихами поэтов «ново крестьянского» направления Есенина, Клюева, Ганина, Орешина и др. Некоторые из стихов Клычкова были размещены в «Антологии» издательства «Мусагет». Ранние клычковские темы были углублены и развиты в последующих сборниках «Дубрава» (1918), «Домашние песни» (1923), «Гость чудесный» (1923), «В гостях у журавлей» (1930) [1], в стихах которых отразились впечатления Первой мировой войны, разрушение деревни; одним из основных образов становится образ одинокого, бездомного странника. В поэзии Клычкова появились ноты отчаяния, безысходности, вызванные гибелью под натиском «машинной» цивилизации «сошедшей с пути Природы старой Руси». [1] Клычков один из трёх авторов кантаты, посвящённой «павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918). Клычковым были написаны три романа сатирический «Сахарный немец» (1925; в 1932 году вышел под названием «Последний Лель»), сказочно-мифологический «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1928). Они были задуманы как части девятикнижия «Живот и смерть»; были объявлены названия следующих частей: «Китежский павлин», «Серый барин», «Буркан мужичий сын», «Спас на крови», «Призрачная Русь», «Лось с золотыми рогами» но ни один из них не появился в печати.
Кратко о его лирике Лирика Клычкова связана с народным творчеством, он ищет утешения в природе. Поначалу его стихи были повествовательны, позднее они отличались определёнными раздумьями пантеистического, пессимистического характера, но всегда были далеки от всякой революционности. В прозе Клычкова проступает его исконная связь с традиционным миром крестьянства и крестьянской демонологии, равно как и влияние Н. Гоголя, Н. Лескова и А. Ремизова. Романы Клычкова не богаты дейст вием, они составлены из отдельных сцен, ассоциативных, наполненных образами из мира реальности и мира сна и духов; рассказ ведётся от лица крестьянина любителя поговорить на разные темы, ритм этой прозы часто очень хорош. Город, машины, железо и фабричные трубы как символы пролетарской революции, превращаются для Клычкова с его привязанностью к метафизическому миру деревни и леса в орудия сатаны.
Сочинения Клычкова Песни. М.: Альциона, 1911 Потаенный сад: Стихотворения. М., Альциона, с. (2-е изд. М., 1918) Дубрава: Стихи Кольцо Лады: Стихи. М., с. Гость чудесный: избранные стихотворения. Москва; Петроград: Государственное издательство, 1923 Домашние песни: пятая книжка стихов. Москва; Петербург: Круг, 1923 Сахарный немец. М., 1925 Чертухинский балакирь. М., 1926 Последний Лель Талисман. Стихи. Л., 1927 Князь мира В гостях у журавлей. Стихи. М.: «Федерация», 1930 Сараспан: стихи. Обработки фольклора и переводы. М.: Художественная литература, 1936 В 2000 году вышло «Собрание сочинений» С. А. Клычкова в двух томах. Литературный институт им. А. М. Горького в 2011 году выпустил сборник: «Исследования и материалы по итогам международной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. А. Клычкова».
Конец жизни Выступал Клычков и с критическими статьями («Лысая гора», 1923; «Утверждение простоты», 1929), переводами (в 1930-х; переводил эпосы народов СССР, народные песни и сказания; переводил произведения многих грузинских поэтов Г. Леонидзе, Важа Пшавела и др., перевёл знаменитую поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»). Поэт был близко знаком с С. А. Есениным, С. Т. Конёнковым, П. Н. Васильевым. В 1937 году Сергей Клычков был арестован по ложному обвинению, 8 октября 1937 года приговорён к смертной казни и в тот же день расстрелян. В 1956 году реабилитирован. В справке о реабилитации указана ложная дата смерти 21 января 1940 года, перешедшая в некоторые издания. На родине поэта, в селе Дубровки Талдомского района Московской области, был создан мемориальный музей Клычкова.