П ЕРЕВОЗКА НАЛИВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ
Перевозка наливных хозяйственных грузов – одно из важнейших направлений в грузовой транспортной отрасли. К наливным грузам относят жидкости различного назначения с самыми разнообразными свойствами и особенностями. Можно выделить несколько основных групп жидких грузов. Это нефть и прочие нефтепродукты, сжиженные газы, жидкие химические вещества, пищевые продукты. Наливные грузы перевозятся практически всеми видами транспорта. Технология доставки при этом определяется как свойствами перевозимого груза, так и техническими особенностями выбранного транспортного средства. По объему грузооборота жидкостей, размерам единовременных партий и дальности доставки лидирует морской транспорт. Танкерный флот большой грузоподъемности осуществляет перевозки наливных грузов, прежде всего нефти, продуктов ее переработки и сжиженного газа по всему миру, решая энергетические проблемы различных стран и континентов.
Автомобильный транспорт и железнодорожные перевозки также активно участвует в транспортировке самых разнообразных наливных грузов для нужд экономики. При этом железнодорожные или автомобильные грузоперевозки жидкостей могут представлять собой самостоятельную доставку «от двери до двери» или стать звеном мультимодальной цепочки наряду с морским и прочими видами транспорта.
Перевозка жидких грузов неосуществима без применения специальных емкостей. Современные технологии доставки наливных грузов предполагают использование железнодорожных и автомобильных цистерн, танк-контейнеров, а также одноразовых емкостей, называемых флекситанками. В соответствии с многообразием наливных грузов и их различным назначением, разработаны и применяются разнообразные по конструкции и размерам цистерны. Металлический корпус емкости может быть из сплавов алюминия, железа или нержавеющей стали. Для перевозки грузов, требующих соблюдения заданного температурного режима, применяются изотермические цистерны, а также цистерны с возможностями подогрева. С помощью специальных перегородок цистерна может быть разделена на несколько отсеков, что позволяет транспортировать одновременно несколько разных жидкостей. Для загрузки и слива наливных грузов применяются специальные насосы, рукава, фитинги; емкости оборудованы сливными устройствами.
Применение при грузоперевозках танк-контейнеров позволяет оптимизировать логистический процесс доставки наливных грузов. Перемещение жидких грузов в танк-контейнерах с использованием различных видов транспорта (мультимодальная отправка) осуществляется без перекачки жидкостей при смене транспортного средства. Это ускоряет и удешевляет процесс доставки и обеспечивает сохранность груза. По конструкции танк-контейнер представляет собой цистерну с оградительной арматурой в виде рамы, позволяющей штабелировать груз для максимальной загрузки транспортного средства.
Наиболее прогрессивной, удобной и экономичной технологией транспортировки жидких грузов является применение флекситанков, эластичных сосудов-вкладышей, позволяющих превратить стандартный ISO-контейнер в емкость для перевозки жидкостей. Флекситанки изготавливаются из нескольких слоев полимерных материалов высокой прочности и могут быть использованы для перевозки или хранения неопасных наливных грузов. К преимуществам флекситанков следует отнести высокую экономическую эффективность доставки, что достигается снижением затрат на загрузку-выгрузку, хранение, складские услуги, а также максимальным использованием грузоподъемности транспортного средства. Одноразовая емкость исключает загрязнение продукта и идеально подходит для пищевых и прочих наливных грузов, наиболее требовательных к условиям транспортировки.
Специфические особенности жидкостей: консистенция, степень вязкости и летучести, химическая активность, а также их назначение, определяют достаточно жесткие требования к условиям хранения и перевозки наливных грузов. Необходимость поддержания определенного температурного режима для сохранности груза, соблюдение всех предохранительных мер при перевозке жидкостей различных классов опасности и другие специфические требования превращают транспортировку наливных грузов в технологически сложный и ответственный процесс.