Киотский протокол и Россия Подготовила Исмагилова Эльза
Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года. Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после подписания. Для вступления его данного протокола в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов).
В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.
Как показывает экономический анализ, несмотря на недавно наметившуюся тенденцию к росту выбросов углекислого газа в Российской Федерации, страна перевыполнила свои обязательства по Киотскому протоколу. Обязательства для России состоят в сохранении объема выбросов парниковых газов в 2008–2012 гг. на уровне 1990 г. В результате экономического кризиса 1990-х гг. выбросы парниковых газов значительно сократились. В дальнейшем рост выбросов возобновился, но и в 2003 г. они составили 68% от уровня 1990 г. Более того, выбросы Российской Федерации, вероятнее всего, и к 2020 г. останутся ниже уровня 1990 г.
Зарубежные исследователи отмечали, что промышленные выбросы Российской Федерации почти наверняка не превысят национального бюджета выбросов, установленного Киотским протоколом, что и произошло. Другие страны столкнулись с куда более значительными трудностями при выполнении своих киотских обязательств. Поэтому они стремились использовать механизмы гибкости, установленные Киотским протоколом, чтобы снизить свои издержки. Эти механизмы фактически устанавливают определенную цену на выбросы и позволяют странам снижать затраты, связанные с выполнением обязательств. Россия могла воспользоваться двумя механизмами гибкости: торговлей национальными квотами на выбросы и получением и продажей единиц выбросов, достигнутых в результате инвестиций в проекты совместного осуществления.
Тем не менее, работа по Киотскому протоколу в России ведется не в полном объеме. Об этом в июне 2011 года на встрече с представителями экологических некоммерческих организаций говорил и Д. Медведев, предлагая поискать средства на экологию за рубежом. «Пока мы состоим в Киотском протоколе, надо из них деньги доставать, - обратился Медведев к вице-премьеру Игорю Сечину. - Мы пока далеко не в полном объеме воспользовались теми деньгами, которые положены нам по линии Киотского протокола». К слову, за проектами, реализуемыми как ПСО, установлен лимит в 300 млн. т СО2 эквивалента. На сегодня в РФ общее количество ПСО по сокращению выбросов во всех отраслях немногим превышает 100 млн т.
В декабре 2011 года на конференции ООН по изменению климата в Дурбане переговоры зашли в тупик из-за различия во взглядах стран на устранение главных недостатков Киотского протокола. Результатом переговоров для России стало следующее: во втором периоде обязательств по Киотскому протоколу страна участвовать не планирует.
Сталкиваясь с негативной оценкой своей позиции международными и отечественными экологами, представители российской стороны, тем не менее, обращают внимание на то, что США так и не присоединились к протоколу, а Китай, хотя и является его участником, не несет по нему никаких количественных обязательств. При этом две крупнейшие мировые экономики совокупно ответственны за 41% выбросов парникового газа в атмосферу. На фоне такого перераспределения ответственности между странами зам.главы российской делегации на переговорах по климату, руководитель Росгидромета Александр Фролов заявил на пресс-конференции, что «продолжение Киотского протокола это ложная цель, которая уводит от решения реальных проблем».
Итак, внедрение механизмов Киотского протокола в России столкнулось с бюрократическими проволочками и политическими играми, которые практически исключили полное использование его возможностей.
Спасибо за внимание!