Цель: обучение работе с текстом Задачи: отработать навык анализа художественного текста; подготовить учащихся к выполнению творческого задания на основе проанализированного текста; развивать коммуникативные, аналитические навыки; Задачи: отработать навык анализа художественного текста; подготовить учащихся к выполнению творческого задания на основе проанализированного текста; развивать коммуникативные, аналитические навыки;
Оборудование : проектор; памятки, раздаточный материал- рабочая тетрадь тестовые задания презентация тесты-злайды
Петр Ильич Чайковский ( ) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений.
1)Дом рассохся от старости. 2)А может быть, и от того, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен все лето тянуло жаром. 3)Иногда дул ветер, но он не проникал даже в открытые окна мезонина. 4)Он только шумел в вершинах сосен и проносил над ними вереницы кучевых облаков. 5)__________ нравился этот деревянный дом. 6)В комнатах стоял злабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. 7)Они обильно цвели на поляне перед крыльцом. 8)Растрепанные, высохшие, они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам. 9)Единственное, что сердило композитора, – это скрипучие половицы. 10)Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. 11)Со стороны это выглядело, должно быть, смешно, когда композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами. 12)Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, __________ садился за рояль и усмехался. 13)Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. 14)На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья. 15)Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония. 16)«Прекрасная оркестровка!» – думал __________, восхищаясь певучестью дерева. 17)С некоторых пор __________ начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль. 18)Дом скучал без звуков. 19)Иногда ночью, просыпаясь, __________ слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. 20)Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. 21)То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей – кто-то трогал струну. 22) __________ сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. 23)Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! 24)Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а все написанное – только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 25)Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. 26)Нет, очевидно, это ему не дано. 27)Он никогда не ждал вдохновения. 28)Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе. 29)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты. 30)Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. 31)Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. 33)Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. 34)Он должен добиться этого. 35)Нужно только не щадить себя.
Значение непонятных слов Мезони́н (итал. Mezzanino «промежуточный»; от греч. μέσος «средний»), надстрой, вышка, полуярус, полу жильё надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон. Скипидар – бесцветная или желтоватая жидкость с едким запахом, добывается путём перегонки смолы хвойных деревьев, используется в лакокрасочном производстве. Стропила – два бревна в кровле здания, соединённые под углом верхними концами и упирающиеся нижними концами в стены. Увертюра – музыкальное вступление к опере, балету. Подёнщик – тот, кто занят повседневным, обыденным тяжёлым трудом. Симфония – большое музыкальное произведение для оркестра.
Паустовский Константин Георгиевич (1892/ 1968) советский писатель. Тематика его произведений представлена самым широким диапазоном. Здесь и любование природой, и современная жизнь (повести «Кара-Бугаз», 1932; «Колхида», 1934), и история («Северная повесть», 1938), и искусство («Золотая роза», 1955), и автобиография («Повесть о жизни»), которую он начал писать в 1945 году, а закончил в 1963 году.
1. Сформулируйте тему текста (о чём этот текст) 2. Какова основная мысль текста (не забудьте, что без глагола нельзя сформулировать основную мысль). В каком (-их) предложении (-иях) заключена основная мысль? 3. К какому стилю относится текст (основные признаки )? 1. Сформулируйте тему текста (о чём этот текст) 2. Какова основная мысль текста (не забудьте, что без глагола нельзя сформулировать основную мысль). В каком (-их) предложении (-иях) заключена основная мысль? 3. К какому стилю относится текст (основные признаки )?
Вставьте пропущенные орфограммы и объясните правописание пол.жила д…лили в л…сах м…гилы выр..зла р..стениям к..саит..ся м.л.дых уг…щение дер…во ср..впивались отр…стками пол.жила д…лили в л…сах м…гилы выр..зла р..стениям к..саит..ся м.л.дых уг…щение дер…во ср..впивались отр…стками
Выпишите устаревшие слова и формы слов, подберите к ним современные синонимы. чарки зазвала зельями по..чевать по сю пору хворь Отрава яд Бокалы Угощать До сих пор Болезнь Пригласила
Найдите во 2 абзаце фразеологический оборот, дайте ему толкование Рвала мать на себе волосы
Определите роль союза ДА в 7 и 8 предложениях, объясните знаки препинания при нем. 7. Хотела мать срубить деревья да люди не дали. 8. А береза да тополь в той д…ддревне по сю пору р..с тут. 7. Хотела мать срубить деревья да люди не дали. 8. А береза да тополь в той д…ддревне по сю пору р..с тут.
Объясните знаки препинания в 12 предложении. 12. У каждого дерева был свой бог, которому дерево посв..щалось дуб Перуну липа богине Ладе береза Купале.
Определите тип сказуемых в 15 предложении(обратимся к алгоритму). 15. Если ноги ср..впивались с корнями то само туловище со стволом а руки казались отр…стками.
Найдите однокоренные слова в 6-7 предложении, разберите 6. В ту(же) ночь вырос из могилы мужа тополь а из м…гилы жены березка выр..зла и сплелись они ветвями да так что (н..) разрубить (н..)разорвать. 7. Хотела мать срубить деревья да люди не дали. 6. В ту(же) ночь вырос из могилы мужа тополь а из м…гилы жены березка выр..зла и сплелись они ветвями да так что (н..) разрубить (н..)разорвать. 7. Хотела мать срубить деревья да люди не дали.
Какие художественные средства использует автор в 4, 16 предложении? Какой художественный прием можно назвать основным в первом тексте? 4. Рвала мать на себе волосы а поз..но 16. Ноготь выр…стает на пальце как лист на ветке. 4. Рвала мать на себе волосы а поз..но 16. Ноготь выр…стает на пальце как лист на ветке.
Творческая мастерская. Подберите пословицы, которыми можно передать смысл 1 текста. Выскажите свое мнение по поводу изложенного в двух текстах. С кем или чем могли бы вы еще сравнить человека, кроме дерева. Создай микротекст Какое произведение из дддревнерусской литературы напоминает 1 текст. Подберите пословицы, которыми можно передать смысл 1 текста. Выскажите свое мнение по поводу изложенного в двух текстах. С кем или чем могли бы вы еще сравнить человека, кроме дерева. Создай микротекст Какое произведение из дддревнерусской литературы напоминает 1 текст.