Теория организации МАКИЕНКО МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА
Сущность мотивации в теории организации Вопросы : 1. Основные параметры изучения мотивации 2. Теории мотивации 3. Некоторые виды вознаграждений
Стимул - создание условий, изменяющих трудовую ситуацию Направленность стимула – вызвать у работника стремление к эффективной деятельности Мотивация – побуждение членов организации к действию
Основные функции мотивов поведения человека ориентирующая - мотив направлен на выбор членом коллектива организации поведения, наиболее приемлемого для него в данной ситуации; смыслообразующая - мотив определяет субъективную значимость принятого вида поведения для члена организации; опосредующая - мотив возникает на стыке внешних и внутренних побудителей к действию, опосредуя их в отношении личности и влияя на ее поведение; мобилизующая - мотив мобилизует внутренние резервы члена организации, если это необходимо для реализации значимых для него видов деятельности; оправдательная - в мотиве заложено отношение члена организации к должному, нормативному, привнесенному извне
Этапы мотивационного процесса 1. Возникновение и осознание побуждения; 2. Внутренняя идентификация побуждения с мотивационно- смысловыми образованиями личности; 3. Реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива 4. Осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости
Основные параметры изучения мотивации
Направления изучения мотивации: Классификация мотивов - составление содержательной классификации различных целей поведения, к которым стремится индивид, а также перечня мотивов Определение генезиса мотивов - изучение зарождения, развития и изменения отдельных мотивов Измерение мотивов - определение силы мотива, его направленности, степени значимости для индивида, на основе чего создается иерархия мотивов, которая достаточно полно описывает поведение индивида в организации
Актуализация мотива - выделение и дифференциация внутри ситуации специфических условий актуализации определенного мотива Управление сменой и возобновлением мотивации - достижение состояния, когда в организации в ходе смены деятельности или последовательного выполнения заданий происходит возврат к активизации мотива, ранее уже бывшего у индивида, но вытесненного другими, более актуальными мотивами
Превращение мотивации в единую (внутренне непротиворечивую) целенаправленную деятельность и в особых случаях управление мотивационными конфликтами. Решение проблемы влияния мотивации на наблюдаемое поведение - изучение последствий осуществления мотивов
Классификация мотивов А.Маслоу «Мотивация и личность» (1954) Потребности самоактуализации (обеспечение возможностей для обучения и развития личности работника; предоставление сложных и важных заданий с высокой степенью самоконтроля и доверия ) Потребности самоуважения (предоставление возможности участвовать в принятии управленческих решений в рамках подразделений организации ) Потребности в социальных связях (обеспечение возможности функционирования неформальных групп в организации.) Потребности в безопасности Физиологические потребности
Теория мотивационной гигиены Фредерика Херцберга «Мотивация к работе» Гигиенические факторы (потребности низшего уровня): заработная плата, санитарно-гигиеническое состояние помещения, отношения с товарищами, физическое состояние во время процесса труда, обеспеченность работой (не обеспечивают удовлетворение работой) Мотивационные факторы (потребности высшего уровня) осознание своих достижений, признание их окружающими, чувство ответственности, понимание собственного вклада в результаты деятельности, самореализация в труде, успех, продвижение по службе, творческий рост. (факторы, обогащающие и облагораживающие работу)