МАСПО Л-1 Общая характеристика методов активного обучения
МАСПО (методы активного социально- психологического обучения) – методы групповой психологической работы, к которым, в основном, относятся различные виды дискуссий, психологических игр и тренингов
В традиционной дидактике выделяются три группы методов обучения: а) методы организации учебно- познавательной деятельности; б) методы ее стимулирования; в) методы контроля ее эффективности.
Назовите те ситуации, в которых применяются методы активного социально-психологического обучения. С какими целями это делается?
Принцип проблемности. Трудность задачи, которая ставится перед обучаемыми, должна превышать наличный уровень их знаний (готовые средства решения отсутствуют). Таким образом, обучаемым необходимо обнаружить этот дефицит и самостоятельно добыть эти знания. принципы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых
Принцип обеспечения адекватности содержания. Речь идет об адекватности содержания учебно- познавательной деятельности характеру практических (должностных) задач. принципы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых
Принцип взаимообучения. В ходе совместного решения проблемы обучаемые активно обмениваются имеющимся опытом и знаниями, учатся соотносить различные точки зрения на общий объект анализа. принципы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых
Принцип приоритетности понимания над знанием. Знание фактов совсем не свидетельствует о понимании взаимосвязи между ними, поэтому именно понимание проблемы должно быть, в конечном счете, целью применения активных методов обучения. принципы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых
Под активным групповым методом (АГМ) обычно понимают любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе, независимо от содержания поставленных учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач. (Ю.Н. Емельянов,1985)
Преимущества активной групповой работы Недостатки групповой работы
а) дискуссионные методы групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.; б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция; контригра трансактный метод осознания коммуникативного поведения; в) сенситивный тренинг тренировка межличностной чувствительности. Активные групповые методы (классификация Ю.Н. Емельянова)
Методы активного обучения Имитационные (моделирующие проф. деятельность обучаемых ) Игровые Неигровые Неимитационные 123 Классификация (Смолкин)
1. Способы и формы активизации слушателей во время лекции 2. Групповая дискуссия 3. Групповое решение проблем (мозговой штурм) Неимитационные
Организационно-деятельностные игры Проектировочные игры (игровое проектирование) Проблемно-ориентированные игры Исследовательские игры Деловые игры Ролевые игры (сюжетно-ролевые игры) Игровые
Решение задач Анализ конкретных ситуаций (case study) Неигровые