Методы управления Менеджмент в управлении Выполнил: Студент 401 группы Кузьминцев Артем
Методы управления Способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на возглавляемый им коллектив.
Методы управления – законченный акт воздействия на объект управления Методы управления – законченный акт воздействия на объект управления Методы процесса управления – способы выполнения отдельных операций, процедур, работ, образующих процесс управления. Методы процесса управления – способы выполнения отдельных операций, процедур, работ, образующих процесс управления. К методам процесса управления относятся: правила определения целей; методы разработки и оптимизации управленческих решений; методы организационно- практической работы по реализации управленческих решений; методы прогнозирования и планирования, организации регулирования и контроля и т.д. Различают организационные, экономические и социально- психологические методы управления.
Методы управления Методы прямого воздействия: Методы прямого воздействия: (Приказ, стимул) предполагается непосредственный результат воздействия Методы косвенного воздействия Методы косвенного воздействия (качество трудовой жизни) Направлены на создание условий для достижения высоких результатов Направлены на создание условий для достижения высоких результатов
Методы формального воздействия: Методы формального воздействия: Давать указания, разрешения, распоряжения, подписывать приказы, накладывать резолюции, устанавливать ответственность и требовать выполнения функций. Методы неформального воздействия: Методы неформального воздействия: Воспитательная работа руководителя, психологическая атмосфера, взаимодействие с подчиненными, поведение в коллективе.
Классификация методов управления на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда: Классификация методов управления на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда: Организационные (административные) Экономические Социально-психологические
Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между людьми. методы управления базируются на организационных отношениях между людьми.
Эти методы управления включают в себя три группы: Эти методы управления включают в себя три группы: 1. Методы организационно- стабилизирующего воздействия предназначены для создания организационной основы совместной работы. Это – распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений. Организационные
Включают: регламентирование - четкое закрепление функций и работ; нормирование – установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности; регламентирование - четкое закрепление функций и работ; нормирование – установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности; инструктирование – ознакомление с обстоятельствами выполнения работы, её разъяснение. инструктирование – ознакомление с обстоятельствами выполнения работы, её разъяснение.
2. Методы распорядительного воздействия предназначены на реагирование на неучтенные моменты организации, корректировки сложившейся системы организации под новые задачи и условия работы. Методы данной группы реализуются в форме директивы, приказа, указания, распоряжения, резолюции, предписания и т. д.
3. Методы дисциплинарного воздействия предназначены для поддержания организационных основ работы, четкого и своевременного выполнения установленных задач и обязанностей, ликвидации возникающих отклонений в системе организации.
Административные Методы управления связаны с властной природой управления: одна сторона (вышестоящий орган, должностное лицо) наделяется властными полномочиями и вследствие этого может приказывать другой стороне – управляемому. В этом случае наблюдается прямая подчиненность. Каждое нижестоящее звено организационно подчиненно вышестоящему органу и обязано выполнять все его решения независимо от собственного мнения. Этот метод предполагает использование административных механизмов (приказов, распоряжений, указаний), а также нормативных механизмов (закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения).
С экономической точки зрения, он опирается главным образом на использование материальных механизмов, то есть выплату зарплаты (назначенной), материальные санкции, установленные сверху. Достаточно узок и набор социально- психологических способов управления, которые он использует: это, как правило, меры вроде выговора, объявленного в приказе, награждения грамотой по распоряжению руководства, благодарности в приказе, внедрения плана социального развития коллектива и мероприятий по реализации.
Достоинства административного метода: он обеспечивает единство воли руководства в достижении цели; он обеспечивает единство воли руководства в достижении цели; не предполагает крупных материальных затрат; не предполагает крупных материальных затрат; в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды. в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды. Недостатки административного метода управления: практически полностью подавляются или, по крайней мере, не приветствуются инициатива и творческая работа; практически полностью подавляются или, по крайней мере, не приветствуются инициатива и творческая работа; не используются действенные стимулы труда, а потому могут возникать антистимулы; не используются действенные стимулы труда, а потому могут возникать антистимулы; в крупных организациях менеджеры оказываются не заинтересованными в повышении компетентности, формируется бюрократический аппарат управления, требуется громоздкая система контроля. в крупных организациях менеджеры оказываются не заинтересованными в повышении компетентности, формируется бюрократический аппарат управления, требуется громоздкая система контроля.
Экономические методы управления предназначены для воздействия на экономические отношения. методы управления предназначены для воздействия на экономические отношения. Здесь выделяются следующие методы: - хозяйственный расчет, капитальные вложения, система амортизационных отчислений; - плата за фонды; - использование фондов развития производства;
- системы материального стимулирования, распределение прибыли; - ценообразование, кредитование, система дотаций, осуществление материальных санкций. Часть из этих методов возможно использовать только в широких масштабах управления – народное хозяйство, отрасль и т. д., другие же используются независимо от уровня управления.
Экономический метод непосредственно связывает управление с материальным стимулированием, когда назначается договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором. В рамках экономического метода управления отношения между руководителем и подчиненным договорные, причем они носят ярко выраженный товарно-денежный характер ("как работаешь, так и получаешь"). Руководитель и подчиненный имеют достаточно свободы, необходимой для реализации их интересов в договорном процессе.
Достоинства этого метода состоят в том, что: стимулируется, проявление инициативы, стимулируется, проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Метод также имеет недостатки, которые сводятся в основном к тому, что остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, а это снижает мотивацию.
Социально – психологические методы управления Предназначены для воздействия на социально – психологические отношения между людьми. Предназначены для воздействия на социально – психологические отношения между людьми.
Социально-психологический метод управления опирается на договорные механизмы: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми. При использовании социально- психологических методов управленческие отношения между руководителем и подчиненным также договорные, но без специфической материальной, товарно- денежной основы.
Социально – психологические методы управления включают: 1. Социальное планирование и социальную поддержку; 2. Развитие потенциала коллектива, групп и работников; 3. Формирование и поддержание благоприятной социально – психологической атмосферы в организации; 4. Формирование команд;
5. Соучастие работников в принятии решений; 6. Формирование привлекательной миссии видения будущего коллектива, группы, организации; 7. Повышение качества трудовой жизни; 8. Индивидуальный подход к работникам; 9. Создание высокого уровня качества трудовой жизни.
Достоинства метода заключаются в том, что: включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей; включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей; практически не требуются материальные затраты. практически не требуются материальные затраты. Недостатки этого метода состоят в том, что: достаточно трудно прогнозировать результаты; достаточно трудно прогнозировать результаты; не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей. не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей.