Развитие одарённости в условиях сельской школы Презентация программы «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
Специфика одарённости в детском возрасте Часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д.может происходить «угасание признаков детской одарённости». Своеобразие динамики формирования детской одарённости часто проявляется в виде неравномерности(рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как отстающий в психическом развитии. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от облученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом благоприятных условий жизни ребёнка.
Цель программы: создание, функционирование и развитие школьной коллективной системы работы с одарёнными детьми на всех этапах их развития и становления.
Задачи программы: создание системы выявления и отбора одарённых детей; создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей; разработка и внедрение нового содержания образования, новых форм и методов в работе с одарёнными детьми; обеспечение преемственности в выявлении и развитии одарённых детей от дошкольного до высшего профессионального образования; подготовка и переподготовка кадров для работы с одарёнными детьми; поддержка учителей, работающих с одарёнными детьми.
Участники реализации программы: воспитанники дошкольного образовательного учреждения; учащиеся общеобразовательного учреждения; педагоги; родители; специалисты по направлениям.
Координатор программы: администрация школы
Этапы реализации программы: Подготовительный - включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно- действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений науки и культуры.);
Этапы реализации программы: Основной - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей;
Этапы реализации программы: Заключительный – предполагает провести контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Программы, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.
Общие принципы обучения: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип учета возрастных возможностей.
Этапы выявления одарённых детей: Дошкольное учреждение Начальная школа (1 – 4 классы) Среднее звено общеобразовательного учреждения (гуманитарное, естественно – математическое, ИЗО, музыка, физическое и т. д.) 9-й класс – предпрофильная подготовка е классы - профильное обучение классы)
Формы выявления одарённых детей: наблюдение; общение с родителями; работа психолога: беседа анкетирование тестирование олимпиады, фестивали, конкурсы, соревнования, научно – практические конференции.
Основные направления работы: Психологическое сопровождение работы с одарёнными детьми Удовлетворение потребностей родителей одарённых детей Подготовка и переподготовка кадров Экспериментальная работа Удовлетворение личных потребностей учащихся через дифференциацию и индивидуализацию обучения Массовые мероприятия для одарённых детей Поддержка учителей, работающих с одарёнными детьми
Массовые мероприятия для одарённых детей Каждое мероприятие, проводимое в рамках программы «Одарённые дети», оснащено научно- методической литературой и нормативно-правовыми документами
творческая одарённость: творческие смотры, конкурсы, выставки, фестивали; КВН.
физическая одарённость: работа спортивных секций и спортивно- туристического клуба «Орион»; президентские состязания; весенний и осенний марафоны; спортивные соревнования, спартакиады, олимпиады; работа кадетских классов; летние водные походы; мероприятия в рамках месячника военно- патриотического воспитания; конкурс «Спортсмен года».
социальная одарённость: волонтёрскоё движение; конкурс социальных проектов; школьное самоуправление.
Интеллектуальная одарённость олимпиада «Интеллект»; работа клуба «Интеллект»; предметные олимпиады; интеллектуальные конкурсы в рамках Фестиваля наук; конкурс творческих проектов; работа научного общества учащихся (выход: НПК); спецкурс «Интеллектуальные игры»; широкий выбор факультативных и элективных курсов, созданных по заявкам учащихся; создание профильных групп; Малая академия наук; конкурс «Ученик года»; слёт хорошистов и отличников; участие в Интернет-коференциях, форумах, фестивалях; занятия в летних образовательно-оздоровительных лагерях, очно- заочных школах.
Ожидаемые результаты формирование системы работы с одаренными детьми; создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями; обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов; стимулирование мотивации развития способностей; формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей; проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборники лучших работ учащихся; увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью; регулярные публикации в средствах массовой информации.
Модель одарённого ребёнка личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально; личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда; личность, способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
Модель одарённого ребёнка личность, способная реализовать в жизни «Я – концепцию», способная к саморазвитию и самоизменению; личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры; личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения; личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;