Гуманитарные науки
Гуманита́рные нау́ки дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания.
Гуманитарные науки начинают складываться только в XIX веке. В это время комплекс гуманитарных дисциплин объединяется под названием «науки о духе». Впервые понятие «науки о духе» встречается в переводе Шиля «Система логики», но некоторые немецкие исследователи считают, что формирование этого понятия началось ещё до перевода Шиля. Широкое употребление понятие «науки о духе» приобретает благодаря работе В. Дильтея «Введение в науки о духе» (1883 г), в которой проводится обоснование методологических принципов «наук о духе». Дильтей в своих работах рассматривает ряд вопросов, лежащих в основании «наук о духе» (напр., историчность этих наук, их языковая природа, а также проблемы переживания и понимания). В самом начале «Введения в науки о духе» он отмечал, что если до начала XVIII в. над науками об обществе и истории преобладала метафизика, то уже с середины этого же столетия они попали в столь же безысходное подчинение к естественным наукам.
Можно так же отметить трансформацию традиционного разделения наук, ведущего свою историю от Аристотеля по линии Кант – Коген – Бахтин. А именно – разделение логического, этического, эстетического и совершенно особым образом религиозного опыта ответственности.
В логике рассматриваются причинно – следственные отношения объективного в смысле естественно – научной рациональности, в этом отношении мир рассматривается в роли субъекта. В некотором роде, это определенный масштаб отношений к миру явлений как к всеобщей и абсолютной субстанции. В этике отношение к другому как к самому себе, в этой области формулируются значимые нравственные максимы и ссылки на авторитет. В эстетике речь идет об отношении автора и героя, зрителя и произведения. В этом отношении всегда сталкиваются два несовпадающих друг с другом сознания, где одно завершает другое во всех трансгредиентных (фон, образ, художественное оформление и тд.) ему моментах. Область религии коррелирует с этическим, но выходит за пределы этого разделения, поскольку речь идет об общении с Богом.Здесь мы в первую очередь имеем дело с когеновской идеей заданности исследования выбранным способом и отношением к описанию или же, говоря словами Г. Когена: методология подхода конструирует предмет исследования.
В статье Время картины мира Мартина Хайдеггера В гуманитарных науках критика источников соответствует экспериментальному исследованию природы в науках естественных. М. М. Бахтин в работе К Философским основам гуманитарных наук Предмет гуманитарных наук – выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении Н. И. Басовская Гуманитарные науки отличаются интересом и вниманием к человеку, его деятельности, и в первую очередь – деятельности духовной Г. Ч. Гусейнов Гуманитарий занят научным изучением результатов художественной деятельности человека