1. Реализм – художественное направление, которое преобладало в европейском и русском искусстве середины и второй половины XIX века, придя на смену романтизму. 2. Реализм синоним правдивости в искусстве, правдивое отражение действительности средствами искусства.
( ) «Мы требуем от художника правдивости, ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким жизни». Курбе Гюстав - выдающийся французский живописец, замечательный мастер реалистического портрета.
Родился в Орнане, на юго-западе Франции. Сын состоятельного фермера, ставшего позднее мэром города. Обучался рисованию в семинарии в Орнане. Решив стать живописцем, уехал в Париж (1840), где с увлечением изучал работы старых и современных ему мастеров, писал с натуры. Первые работы художника (середина 1840-х) картины на религиозные сюжеты, несколько автопортретов и портретов, ряд романтических по характеру композиций. «...никогда не принадлежал ни к какой школе, ни к какой церкви... ни к какому режиму, как только к режиму свободы».
В 20 лет Курбе приехав из провинциального городка Орнана, он мечтает завоевать Париж. Живет на мансарде, ест один раз в день, но трудится, как поденщик. «Живопись – это непрестанная битва» - пишет Курбе. И он эту битву выиграл. Чтобы подчеркнуть свой стиль, свою школу живописи, он называет себя курбитистом. Он много времени проводил в музеях, копировал работы величайших художников прошлого. О своих достижениях в творчестве он говорил. что «преодолел традицию, как хороший пловец переплывает реку». Теперь мы можем определить и характер самого художника, рассмотрев его автопортрет «Деревня под снегом» «Закат над озером Леман»
Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» свидетельствует о романтических устремлениях художника. Однако вскоре в нем пробуждается глубокий интерес к точному отображению повседневной действительности в различных проявлениях.
В «Автопортрет с трубкой» в характере Курбе можно разгадать некоторую заносчивость, самоуверенность и высокую самооценку.
Социальные идеи нашли наиболее сильное выражение в картине «Дробильщики камней»
«Похороны в Орнане»
«Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр)
«Косули у ручья» (1866, Париж, Лувр)
Мужественное реалистическое искусство Курбе, его бунтарство, его призывы обратиться к изображению современности оказали большое воздействие на формирование многих прогрессивных художников не только во Франции, но и далеко за ее пределами в Бельгии и Германии, Венгрии и Румынии. Поставленные им задачи воссоздания различных сторон современности нашли решение в творчестве следующего поколения французских живописцев, выступивших в последней трети 19 века.
(Daumier) ( ), - французский график, живописец и скульптор. Мастер сатирического рисунка и литографии. Домье Оноре Викторьен
«Гаргантюа» 1831
«Груши», 1831
литография «Вы имеете слово, объяснитесь, вы свободны!»
литография «Законодательное чрево»
В картинах он изображал свой любимый Париж, его скромных обитателей, которые ходят по улицам пешком, а не ездят в каретах, в театре теснятся на галерке, в поездах заполняют вагоны третьего класса. Они купаются в Сене прямо с набережных и тут же полощут белье, толпятся у витрин или сбегаются поглазеть на бродячих комедиантов. Но, если их заденут за живое, если власти слишком нагло начинают давить на их права, они, не задумываясь, начинают строить баррикады. «Возвращение с рынка»«Купающаяся девушка»
В «Вагоне 3-го класса» ( , Нью-Йорк, Музей Метрополитен) Домье предстает как бы одним из пассажиров. Он всматривается в лица, воспринимая бытие каждого человека как особый мир, и пытается понять его. Поэтому так выразительно лицо старой женщины на переднем плане, ушедшей в воспоминания; задумчиво смотрит молодая мать на спящее у нее на руках дитя и т. д.
Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. В людях, тяжелым трудом зарабатывающих свой хлеб, Домье подчеркивает чувство спокойного достоинства. Таков цикл «Прачки» ( ). Домье жил на набережной острова Сен-Луи и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную. «Ноша»
Одна из них, крепкая, сильная, терпеливо и заботливо помогает малышу преодолевать крутые ступени лестницы. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Лица почти не видны, но художнику удается в склоненной голове, в каждом жесте матери передать чувства любви и нежности, связывающие большого и маленького человека. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Силуэту женской фигуры вторят очертания зданий, придавая картине цельность, классическую ясность и согласованность ритмов.
«Дон Кихот» Всю жизнь Домье, как и его герой Дон Кихот, сражался - сражался с королями, и верил в свой народ. Домье не отделял себя от своего века, и каждый его рисунок подтверждает сказанные им однажды слова: «Надо принадлежать своему времени».
Илья́ Ефи́мович Ре́пин( ) – русский художник, живописец, профессор Императорской Академии Искусств
Жизнь и творчество Василия Ивановича Сукирова Автопортрет, 1879 Васи́лий Ива́нович Су́киров ( ) русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге,1870 г