Ежегодная федеральная конференция « Логистика Южного Урала: Эффективные решения для склада и транспорта» Логистика Республики Крым: текущее состояние, проблемы и перспективы развития. Попов Александр Иванович Директор департамента Торгово- промышленной палаты Крыма, кандидат экономических наук, эксперт по логистике. г.Челябинск, 23 ноября 2017 г. 1
Особенности региона Крым обладает компактной территорией, омываемой морями, достаточно развитыми транспортной инфраструктурой, сельским хозяйством, пищевой промышленностью, химической промышленностью, судостроением, торговлей и др. За последние годы в Крыму отдохнуло от 4,6 до 5,5 миллиона туристов. 2
Проблемные вопросы в логистике Основными проблемами, влияющими на логистику региона являются: переходный период, международные санкции, транспортная блокада. За прошедший с марта 2014 года период, логистика, как и экономика, Крыма претерпела фундаментальные изменения: замена традиционных поставщиков и потребителей заставили предприятия быстро изменить структуру и направление цепей поставок; отсутствие собственного производства (или недостаточные объемы производства) в регионе основных групп продуктов питания, таких как сахар, крупа гречневая, рис, масло растительное, молоко и молокопродукты, сыры твердые, мясо. Необходимые объемы данной продукции доставляются с материковой части России. увеличились сроки поставок сырья, готовой продукции и комплектующих; непредсказуемость работы паромной переправы заставляет предприятия поддерживать месячные объемы страховых запасов; значительно увеличились общие логистические издержки. 3
Логистика региона Одним из основных индикаторов развития логистики является розничная торговля. Оборот розничной торговли за январь-август 2017 года составил 157,9 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 0,9% больше уровня января-августа 2016 года. На полуострове активно развиваются российские сети продуктов питания «Ассорти», «Пуд», крымские – «Яблоко», «Везунчик» и др. Российские сети занимаются поиском подходящих складских помещений под размещение распределительных центров или земельных участков под строительство новых центров. Планируется к реализации ряд логистических проектов, в том числе многофункциональный логистический парк для продовольственной группы товаров, логистический центр АСК, торгово-логистический комплекс «Крымский молочник» в г.Симферополе и др. 4
Увеличение конкуренции В связи с приходом в Крым российских компаний, обладающих значительным опытом работы, высококвалифицированными специалистами, технологическими и финансовыми ресурсами, увеличился уровень конкуренции на рынке логистики региона. В дополнении к решению достаточно сложных повседневных задач, логистик- менеджерам Крыма приходится учитывать вышеуказанные проблемы и ограничения. Крымские компании стали больше обращать внимание на повышение эффективности работы своих логистических подразделений, в том числе обучая персонал, внедряя системы KPI и мотивации, закупая стеллажи, обновляя складскую технику, устанавливая системы управления складом и транспортом. Активно развивается логистика интернет - торговли. 5
Стратегии развития Крыма и логистика Развитие логистики Крыма будет определяться задачами, определенными в «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года», в которой предложены три сценария: консервативный, модернизационный и инновационный. При этом в качестве базового сценария принимается комбинация модернизационного сценария (в период гг.) и инновационного сценария (в период гг.). 6
Основные драйверы развития логистики 1. Строительство объектов в рамках реализации Федеральной Целевой Программы «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года» и Свободной экономической зоны, реализация частных проектов и дальнейшее развитие экономики региона - приведет к увеличению платежеспособного спроса населения и оборота розничной торговли к 2020 году, который может вырасти в 1,5 раза до ,3 млн. руб. 2. Новым этапом в развитии логистики Крыма будет завершение строительства мостового перехода, который сократит доставку продукции автомобильным транспортом через Керченский пролив до 10 минут. Возобновление железнодорожного сообщения позволит обеспечить стабильные графики и сократит время поставок продукции. Также увеличится поток туристов. 3. Строительство федеральной автострады "Таврида" увеличит мощность автомобильных дорог, а также сократит время доставки. 4. Новый аэропорт открывает возможности по доставке продукции авиационным транспортом и увеличения потока туристов. 5. Увеличение населения к 2030 году до 2,8 - 3,3 млн.чел. Увеличение туристического потока к 2020 году до 7,7 млн. человек, а к 2030 году до 10 млн.человек в год будет способствовать дальнейшему развитию логистики крымских розничных сетей продуктов питания и приходу новых компаний из российских регионов. 7
Выводы, предложения 1. Продолжается процесс интеграции Крыма в транспортно-логистическую инфраструктуру и логистическую систему России. В ближайшие лет будут построены новые логистические комплексы и в целом завершится формирование логистической системы региона. 2. Учитывая исключительную важность логистики для региона и принимая во внимание опыт российских регионов, следует разработать «Стратегию развития логистики Республики Крым». 3. При сохранении санкций, логистика Крыма будет и дальше развиваться опираясь на свои ресурсы, при поддержке, в основном, российских предприятий. 4. Крымским предприятиям следует уделить больше внимания автоматизации не только складов и транспорта, но и управления запасами и цепей поставок. 5. Производственным предприятиям следует активно внедрять решения и программные продукты из функциональной области производственной логистики, в том числе «бережливого производства» и «бережливых цепей поставок». 6. Получит дальнейшее развитие логистический аутсорсинг. В регион придут российские и будут созданы крымские 3PL/4PL логистические компании. 7. Будут более широко внедряться инновации, в том числе облачные решения, роботизация складов, беспилотный транспорт, технологии дополненной реальности и т.п. 8
Список используемых источников 1. «Итоги социально-экономического развития Республики Крым за январь-август 2017 года», Министерство экономического развития Республики Крым, Управление социально-экономического развития, г.Симферополь, 2017 г. 2.«Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года», г.Симферополь, 2016 г. 3. «Инвестиционный паспорт городского округа Симферополь», Администрация г.Симферополя, 2017 г. 4. Федеральная Целевая Программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года». 9
Спасибо за внимание ! тел. +7 (978)