Первые упоминания о попытках выравнивания зубного ряда датируются примерно 400 г. до нашей эры и найдены в трудах Гиппократа.
Первые сведения о лечении аномально расположенных зубов появились в XVIII веке. Термин "ортодонтия" (от греческого orthos - прямой и odontos - зуб) был основан Лe Фулон (1840) и трактовался как выравнивание зубов. На протяжении многих лет ортодонты занимались именно выравниванием неправильного расположения отдельных зубов с помощью специальных приспособлений - ортодонтических аппаратов. Болгарский ученый Сл. Давыдов (1971), ссылаясь на данные Соломона, в развитии ортодонтии выделяет 4 периода.
Первый период - с 1728 по 1889 годы - получил название "старой школы". В 1728 году французский ученый Пьер Фошар описал зубочелюстные деформации и ортодонтические аппараты, которые применялись для их исправления. В XVIII веке впервые описано применение наклонной плоскости для исправления прогении и устройство для повышения прикуса. Возрастные показания к ортодонтическому лечению колебались в пределах от 12 до 24 лет.
Основателем второго периода ("новой школы") - с 1890 по 1910 годы - считают Эдварда Энгля, первого американского профессора по ортодонтии. С именем Э. Энгля связанны классификация зубочелюстных аномалий, которая в незначительной модификации широко применяется в ряде стран мира и сейчас, универсальная ортодонтическая аппаратура. Принципом лечения служило достижение "идеальной окклюзии" без удаления отдельных зубов. Возрастные показания к ортодонтическому лечению колебались в пределах от 7 до 40 лет.
Развитие третьего периода ("современной школы") - с 1910 по 1929 годы - связан с именем Мершон. В отличие от механистического подхода к ортодонтическому лечению представителей "старой школы", в 3 периоде была разработана экспериментальная основа био-морфологии ортодонтического лечения. Находит свое применение лингвальная дуга, предлагается ретенция достигнутых результатов. Возрастные показания к ортодонтического лечения определяются индивидуально.
Четвертый период ("современная школа") - с 1929 и поныне характеризуется дальнейшим развитием ортодонтии и разработкой новых методов диагностики, лечения и профилактики зубочелюстно- лицевых аномалий.
Отечественная ортодонтия не получила научного наследия от дореволюционной России, лечением зубочелюстных аномалий занимались отдельные энтузиасты, поэтому Ф. Я. Хорошилкина и Ю. M. Малыгин в статье "Отечественная ортодонтия в лицах и датах. Успехи и задачи» (1998) в развитии отечественной ортодонтии выделяют 3 периода.
Первый период - с начала века и до 1957 года, когда состоялась межреспубликанская конференция врачей-ортодонтов Прибалтики, которая практически объединила ортодонтов всего бывшего CPCP. На конференции были заслушаны доклады о современных проблемах ортодонтии, определены наличие старых и создание новых ортодонтических школ. В то время существовало несколько ортодонтических школ: рижская, санкт- петербургская (ленинградская), московская, украинская и тверская (Калининская).
Второй период ( ) характеризовался дальнейшим развитием ортодонтии, созданием новых школ. Третий период - с 1980 поныне характеризуется открытием новых кафедр ортодонтии, расширением международных связей, дальнейшим развитием методов диагностики, лечения и профилактики.
Необходимо отметить, что Киевская школа ортодонтов старейшая в странах СНГ, так как первая кафедра ортодонтии была создана в Киеве в 1923 году, ее основателем был К. П. Тарасов. Аналогичные кафедры в г. Москве и Ленинграде были созданы в конце 40-х годов. До 1963 года преподавание ортодонтии как предмета происходило на кафедрах ортопедической стоматологии. В настоящее время в большинстве университетов Украины ортодонтию преподают на кафедрах детской стоматологии и лишь в Национальном медицинском университете (г. Киев) и Украинской медицинской стоматологической академии (г. Полтава) существуют кафедры пропедевтики ортопедической стоматологии и ортодонтии.