1 Как писать письмо Урок русского языка в 5 классе
2 Этапы урока 1. Тема и цель урока. 2. Фантазия: как было написано первое письмо. 3. Сочиняем ЗАПИСКУ. Повторяем ОБРАЩЕНИЯ. 4. СИНОНИМЫ. 5. «Письмишко». 6. СЛОВАРИК ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ. 7. «Устное» письмо. 8. Письмо от Инокешика. 9. Рисунок-фантазия (задание домой). 10. Подписываем конверт. 11. Пишем письмо-ответ для Инокешика (задание домой). (Выделенные – в тексте подчеркнутые - слова проверишь по гиперссылке)
3 Тема и цель урока Тема: Как правильно писать письмо. Цель: Научиться писать письма. Уметь правильно оформлять надписи на конверте. Уметь применять и использовать в жизни различные обращения и вежливые слова.
4 Самое первое письмо Однажды девочка Таффи отправилась со своим отцом к реке наловить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копьё. Было очень досадно, что никто из них не умел ни писать, ни читать! В это время в сторону стоянки племени шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила передать с ним записку для матери, чтобы кто-нибудь принёс копьё. (На чем она решила написать письмо? На берёсте? Правильно. А чем? Острым камешком или обломком копья? Верно!) Итак, она нацарапала такие рисунки: папу со сломанным копьём, копьё, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. Наконец она нарисовала маму с копьём в руке. (Всё понятно? Вот и Таффи так решила…)
5
6 Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. «Если не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются со всех сторон»,- подумал он. (Кого он принял за врагов? Верно, бобров!) «Я пойду и приведу ему на помощь всё его племя!» - решил Незнакомец И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме! Мама поняла его так: Незнакомец проткнул её мужа копьём, Таффи попала в плен, целая шайка злодеев их охраняет! (Кого же мама приняла за злодеев? Точно, опять тех же бобров). Ох, и попало же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени! А тот ничего не мог им объяснить: ведь он не знал их языка… Ну, и чем же кончилось это дело? Когда всё выяснилось, все долго смеялись, а вождь племени сказал: «О Девочка-которую- нужно-хорошенько-отшлёпать (теперь все так стали звать Таффи), ты сделала великое открытие! Придёт время, когда люди назовут его УМЕНИЕМ ПИСАТЬ! (Редьярд Киплинг)
7 Мы учимся писать записку Пробуем за Таффи написать записку её маме, ведь мы-то писать уже умеем! Требования к записке: Очень коротко, только главное! (Как СМС) Понятно не только тебе, но и получателю! Грамотно! Аккуратно! Вежливо!
8 Обращение. Что это такое? Найдём обращения, написанные в вашей записке от имени Таффи к её маме. Подчеркнём их. Пробуем заменить ЭТО обращение синонимом. синонимом.
9 Выделяем обращения. Проверяем по правилу (данному в ссылке), правильно ли мы выделили наше обращение на записке, адресованной маме девочки Таффи.
10 Письмишко Почему автор стихотворения «Грустные вести» А.Шибаев назвал письмо письмишком? И почему вести – грустные? Исправь ошибки! Проверь себя! Пришло письмишко мне. Гляжу – из лагеря, от Мишки. Сдесь чюдный лук, и я лижу. Написано в письмишке. Лук лижет?! Что за «чюдеса»? Наверно, шутит, плут! Читаю дальше: Сдесь – лиса, Красивый длинный прут. И что такое он плетёт, Не разберусь, хоть тресни! Когда атрят идёт в похот, Я запиваю песни… На днях в лису нашол я грусть, И очень был даволен. Нет, нет, не шутит он! Боюсь, Мой друг серьёзно болен… Вернётся – надо подлечить: Заставить правила учить!
11 Волшебные слова Какие слова люди называют волшебными? Знаете ли вы волшебные слова? Объявляю КОНКУРС на лучшее знание волшебных слов! Проверь свои знания!
12 Помирим бабушек? (По рассказу Э.Успенского) Две бабушки, Евдокия Павловна и Татьяна Семёновна, что проживают в селе Троицкое под Переславлем-Залесским, поссорились. Двенадцатилетний Валерка решил помирить этих неугомонных старушек при помощи письма. Посадил их рядом на почте и стал писать им письма друг от друга. Бабули помогали ему, хотя мириться никак не хотели! Поможем Валерке помирить старушек! (Устный диалог с использованием волшебных слов)
13
14 Письмо для вас, ребята! Здравствуйте, дорогие друзья с планеты Земля! Я так ждал встречи с вами! Наш космический корабль, который у вас называют «неопознанными летающими объектами», уже вышел на орбиту. Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом. Всё стало легким-легким: и руки, и ноги, и всё тело стали будто совсем не моими. Не сидишь, не лежишь, а как будто висишь в кабине. Все незакреплённые предметы как бы плавают. А капли жидкости приняли форму шариков и свободно перемещаются в пространстве.
15 Продолжение письма Я в первый раз летел к вам! И вот впереди показалась планета. Это была ваша Земля! Я заранее подготовился к встрече с вами, мои юные незнакомцы: выучил ваш язык, читал ваши книжки, смотрел ваши любимые мультфильмы. Я так хотел попасть к вам, ребята! Корабль стал входить в плотные слои вашей атмосферы…
16 Продолжение письма Наружная оболочка корабля быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминатор, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. И тут случилось непонятное: отказало тормозное устройство. Пришлось командиру нашего корабля срочно менять курс, иначе мы могли погибнуть.
17 Окончание письма Гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно начал отдаляться от Земли… Мы вернулись домой, помогла межпланетная спасательная служба. Совет инопланетян помог мне отправить вам это письмо. Ответьте мне, пожалуйста, мои юные незнакомцы! Мне всё интересно знать о вас: как вы учитесь, что такое времена года, ваши любимые мультики, книги, на кого бы вы хотели походить… А может быть, вы будете ( на время, конечно) росточком, цветком, снежинкой, героем мультфильма, куклой или старичком. Кем угодно, только пишите о своей родной Земле! Это очень интересно! Пишите красиво, грамотно (боюсь не разобрать почерк). Письмо отдайте вашему учителю. И еще: нарисуйте меня, каким вы меня представляете. Задавайте и мне любые вопросы! Любящий вас Инокешик.
18 Учимся подписывать конверт Наш индекс
19 Домашнее задание Итак, дорогие ребята, домашнее задание вы получили от Инокешика: 1) Нарисовать портрет-фантазию 2) Написать письмо-ответ 3) Задать интересующие вопросы 4) «Выступить от имени» заданного героя Успехов вам! Мы с Инокешиком ждем ваших писем!