Биржевая торговля: определение, особенности, характерные черты.
Биржевая торговля- это торговля товарами, акциями, ценными бумагами, организуемая и проводимая биржей в заранее определённом месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Биржа – юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка биржевых товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Торговля ведётся стандартными контрактами или партиями (лотами), размер которых регламентируют нормативные документы биржи.
Основные принципы биржевой торговли. Биржевые операции вправе осуществлять только члены биржи, самостоятельно или через своих уполномоченных представителей, а также биржевые брокеры по поручению членов биржи. Поэтому клиент, который желает купить или продать свой товар через биржу должен, прежде всего, обратиться в брокерскую контору, являющуюся членом этой биржи, и связаться с брокером приёмщиком заказов. Клиент заполняет бланк-приказ и передает его полномочному брокеру. Все эти предварительные, стартовые операции могут осуществляться вне биржи, в периферийных органах.
Лишь после того, как полномочный брокер передает заявку и отдает указание брокеру исполнителю счетов, она поступает в центральные органы биржи. Все биржевые услуги и операции платные. Клиент биржи обязан сам нести расходы. На многих биржах до начала исполнения заказа клиент должен внести на счёт биржи гарантийный взнос («маржу»), составляющий до 10% оценочной стоимости предмета сделки. Маржа не используется биржей, а служит залогом исполнения сделки клиентом в биржевой торговле. Если клиент оплатил положенные по сделке суммы, то он вправе получить маржу обратно.
Особенности биржевой торговли. Основой биржевой деятельности является биржевая торговля. Возникновение биржевой торговли объясняется потребностями развития как производства, так и торговли. Биржевая торговля выросла из обычного локального рынка и ярмарки. Биржевая торговля вобрала в себя черты как обычной рыночной, так и ярмарочной торговли, она организуется торговцами для облегчения самого процесса торговли, для выработки ее более эффективного механизма, а впоследствии для защиты (хеджирования) интересов как продавцов, так и покупателей от неблагоприятных изменений цен.
Биржа как классический институт рыночной экономики, формирующий оптовый рынок товаров, имеет организационную, экономическую и юридическую основы. Она представляет собой хорошо оборудованное «рыночное место», предоставляемое в распоряжение профессионалов биржевого торга брокеров и дилеров.
Таким образом, биржевая деятельность представляет собой: самостоятельную форму коммерческой деятельности с целью получения прибыли; она концентрируется в местах производства и потребления товаров, т. е. в крупных промышленных и торговых центрах; ведется по специфическим видам товаров, так называемым биржевым товарам, крупными партиями; ведется в отсутствие товара по образцам, описанию, каталогам, а также контрактами или договорами на их поставку в будущем и правом на заключение таких договоров в будущем;
проводится регулярно, учитывает возможность концентрации спроса и предложения, продавцов и покупателей во времени и пространстве; отличается гласностью торгов. Результаты биржевой торговли являются открытыми для широкой публики, сведения о них поступают в общество через средства массовой информации; характеризуется свободным ценообразованием; публичность, т. е. биржевая торговля ведется в присутствии всех членов биржи или с их ведома; ведется биржевыми посредниками, которые могут выступать от имени и в интересах непосредственных производителей и потребителей товаров;
Участники биржевой торговли