Асфальтобетоном называют материал, который получают после уплотнения асфальтобетонной смеси, приготовленной в смесителях в нагретом состоянии щебня или гравия, песка, минерального порошка и битума в рационально подобранных соотношениях. Если вместо битума применяют дёготь или полимер, то соответственно материал называют дёгтебетон или полимербетон.
Асфальтобетон в зависимости от его составляющих бывает песчаным ( песок + битум ), щебенчатым ( щебень + песок + битум + минеральный порошок ) и гравийным ( гравий + щебень + битум + минеральный порошок ). Только правильная пропорция этих компонентов может дать в результате качественный асфальт.
1. Циклический АБЗ 2. Непрерывный АБЗ
Поверхностно - активные добавки используют для повышения пластичности растворной смеси и уменьшения расхода вяжущего, вводят в растворы десятые и сотые доли процента от количества вяжущих. В качестве поверхностно - активной органической добавки применяют сульфитно - дрожжевую бражку ( СДБ ), гидролизированную боенскую кровь ( ГК ), мылонафт, гидрофобнопластифицирующую добавку « дефлегматор » и др. Требования к качеству вяжущих, заполнителей, добавок и воды такие же, как и к материалам, применяемым для приготовления бетонов.
Битумы – это органические вяжущие вещества, состоящие из высоко молекулярных углеводородов : нафтенового, метанового и ароматического, а так же кислородных, сернистых и азотистых производных. Групповой состав битума : 1. Масла – молекулярная масса 300–500 а. е., r < 1, содержание в битуме 40 – 60%. 2. Смолы – молекулярная масса 500–1000 а. е., r » 1, содержание в битуме 20-40%. 3. Асфальтены - молекулярная масса 1000–5000 а. е.,r>1, содержание в битуме 10-25%. 4. Карбены, карбоиды не растворимые в бензоле. 5. Асфальтогеновые кислоты - r > 1, их содержание определяет интенсивность прилипания вяжущих к каменным материалам, 6. Парафины – ухудшают свойства битума, придавая ему хрупкость.
Для приготовления щебня используют прочные морозостойкие магматические, метаморфические и осадочные горные породы, а также прочные и морозостойкие медленно охлаждённые металлургические шлаки. Прочность при сжатии горных пород должна быть не менее 100…120 МПа, а осадочных карбонатных пород металлургических шлаков - не менее 80…100 МПа. Показатель прочности при износе в полочном барабане для щебня из горных пород не более 25…35%, а для шлаков - не более 35%. Марки по износу бывают : И 1, И 2, И 3, И 4.
Для приготовления асфальтобетонных смесей применяют природные и дроблёные пески, и отсевы продуктов дробления горных пород и гравия. Песок должен быть чистым и содержать пылевато - глинистых частиц не более 3% по массе. Природный песок - неорганический сыпучий материал с крупностью до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке песчаных и песчано - гравийных месторождений без использования специального обогатительного оборудования. Дроблёный песок получают дроблением скальных пород или кристаллических металлургических шлаков. В зависимости от прочности исходной горной породы дроблёный песок делят на две марки : 800 и 400. Для первой из них применяют горные породы с прочностью при сжатии не ниже 80 МПа, а второй - не ниже 40 МПа.
Минеральный порошок получают помолом известняков, доломитов и других карбонатных пород с прочностью не менее 20 МПа и содержанием загрязняющих и глинистых примесей не более 5%. В ряде случаев, в качестве минерального порошка применяют порошкообразные отходы промышленности – пыль уноса цементных заводов, золы ТЭЦ. Минеральный порошок повышает прочность асфальтобетона, но увеличивает его хрупкость, поэтому содержание минерального порошка в смеси должно быть минимальным, достаточным лишь для придания а / б нормативной прочности и плотности.
На данный момент, применение цветного асфальтобетона ограничивается обустройством дорожной разметки, организацией покрытия тротуаров, площадей, парковых аллей, велосипедных дорожек и т. д. Другими словами, автомагистрали цветным асфальтобетоном не покрываются и заграницей. Но не секрет, что по мере своей эволюции, технологии дешевеют, и, по всей видимости, не далек тот день, когда улицы будут радовать участников дорожного движения всеми цветами радуги.
Высокая стоимость асфальта цветного объясняется сложностью производственного процесса и дороговизной сырья. При изготовлении цветного асфальта, используется мелкий щебень, от цвета которого во многом будет зависеть расцветка готового материала. Для того чтобы дорожное покрытие было по настоящему цветным, применяются специальные добавки в асфальт, такие, как белила, окись хрома, сурик железный и свинцовый, крон желтый и т. д. Серьезной проблемой, с которой, в свое время, столкнулись разработчики технологии производства цветного асфальтобетона, это плотная пленка битума, которая затемняла оттенок цветного щебня и красителя. Эффективное решение этой проблемы было найдено в применении синтетических осветленных битумов.
Цветные дорожные покрытия представляют собой разновидность горячего асфальтобетона, с той или иной окраской. Следует отметить тот факт, что за рубежом, цветное асфальтобетонное покрытие получает все большую популярность и востребованность. В странах СНГ, разноцветное дорожное покрытие, до недавних пор, воспринималось в качестве экзотики, но, в последние годы, отношение к этому материалу постепенно меняется.
При изготовлении цветного дорожного покрытия применяется цветной щебень с частицами не более 7 мм, мраморный и гранитный песок, клинкерные материалы, измельченный известняк. Для придания асфальтобетону того или иного цвета, в смесь добавляется красноватый, розовый, зеленоватый или белый щебень в сочетании с минеральным заполнителем и порошковыми пигментами. В качестве пигмента, традиционно применяется сурик свинцовый или железный, крон желтый или оранжевый, цинковые белила, окись хрома и т. д.
Цветное покрытие, на сегодняшний день, нашло широкое применение при обустройстве разделительных полос, пешеходных переходов, велосипедных дорожек и т. д. Таким образом, цветное покрытие может быть использовано в качестве более долговечного заменителя дорожной краски. В целях придания городским паркам, лесопосадкам, скверам более ухоженного вида, цветным покрытием выкладываются аллеи и дорожки. Для экономии материальных и временных средств, цветное покрытие используется для обустройства полов в общественных и промышленных зданиях.