ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (3 уровень речевого развития) Учитель-дефектолог СВЯТОХО НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА
теоретически обосновать и разработать систему работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР (3 ур.р.р.) 1. Установить степень разработанности проблемы формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР (3 ур.р.р.). 2. Разработать методическое обеспечение формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР (3 ур.р.р.). 3. Определить результативность коррекционно- развивающей работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР (3 ур.р.р.).
Объект: коррекционно-развивающая работа по формированию слоговой структуры слова у детей ОНР (3 ур.р.р.) Предмет исследования: система работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР (3 ур.р.р.).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА Закономерности развития слоговой структуры слова у детей с нормальной речевой деятельностью 1 г. 3 мес- 1 г. 8 мес Чаще воспроизводят один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту 1 г. 8 мес 1 г. 10 мес Воспроизводят 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко) 1 г. 10 мес 2 г. 1 мес В 3-сложных словах может опускаться слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах 2 г. 1 мес 2 г. 3 мес В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: вцепилась (зацепилась) 2 г. 3 мес 3 г. Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА Особенности речевого развития и нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития) Особенности речевого развития и нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития) Пропуски звуков и слогов (элизии) «замаца – заниматься»; замены (субституция) «ни фасу - не хочу», «саматяк – хомячок»; перестановки (метатезы) «дерево – дерево» уподобление (ассимиляция) «пупка – булка», «памятка – бумажка".
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (3 ур. р. р.) Два Два этапа коррекционно- развивающей работы: Подготовительный Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов Коррекционный Цель: коррекция нарушений слоговой структуры слов
Подготовительный этап 1. Задания на невербальном материале 1. Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?). 2. Работа над ритмом (Различные способы воспроизведения ритма: отхлопывани е в ладоши, отстукивание е мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофон а). 3. Формиро вание общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. 4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет 5. Упражне ния на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками 6. Графичес кие упражнения на переключение 2. Задания на вербальном материале Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний).
Уровень гласных звуков Уровень слогов Уровень слов Уровень предложения и текста
Результативность использования опыта работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи (3 ур. р. р.)
Современные авторы (Агранович З.Е., Бабина Г.В., Большакова С.Е., Курдвановская Н.В., Ткаченко Т.А., Четвертушкин Н.С. и др.) предлагают немало методик по коррекции нарушений слоговой структуры слова – учителя-дефектологи стоят перед выбором наиболее эффективных приёмов; коррекционно-развивающая работа проводится на основе дифференцированного подхода, с учетом структуры нарушения, при условии систематизированного поэтапного проведения занятий по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности; при систематизированной работе и подключении в коррекционно- развивающий процесс речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов наблюдается положительная динамика развития слоговой структуры слова, что сразу же отражается в диагностических результатах состояния слоговой структуры слова.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (3 уровень речевого развития) Учитель-дефектолог СВЯТОХО НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА