Технологические особенности транспорта нефти, нефтепродуктов и газа. Современное состояние транспортных систем нефти и нефтепродуктов.
В современных условиях нефть и нефтепродукты являются массовыми грузами, в связи с чем вся система транспорта призвана обеспечивать бесперебойную доставку их на нефтеперерабатывающие нефтехимические заводы и с заводов или с месторождений до потребителей в минимальные сроки, наиболее дешевым способом, без порчи их в пути и с наименьшими потерями.
. Современные способы транспортирования нефти, нефтепродуктов и газа В настоящее время для транспортирования энергоносителей используют железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный транспорт.
Железнодорожный транспорт Транспортирование энергоносителей по железной дороге производится в специальных цистернах или в крытых вагонах в таре.
Различают следующие виды цистерн. Цистерны специального назначения в основном предназначены для перевозки высоковязких и высокопарафинистых нефтей и нефтепродуктов. Цистерны с паровой рубашкой отличаются от обычных тем, что нижняя часть у них снабжена системой парового подогрева с площадью поверхности нагрева около 40 м 2. Цистерны-термосы предназначены для перевозки подогретых высоковязких нефтепродуктов; они покрыты тепловой изоляцией, а внутри котла у них установлен стационарный трубчатый подогреватель с поверхностью нагрева 34 м 2. Цистерны для сжиженных газов рассчитаны на повышенное давление (для пропана - 2 МПа, для бутана - 8 МПа).
Достоинствами железнодорожного транспорта являются: - возможность круглогодичного осуществления перевозок; - в одном составе (маршруте) могут одновременно перевозиться различные грузы; - нефть и нефтепродукты могут быть доставлены в любой пункт страны, имеющий железнодорожное сообщение; - скорость доставки грузов по железной дороге примерно в 2 раза выше, чем речным транспортом.
К недостаткам железнодорожного транспорта относятся: высокая стоимость прокладки железных дорог; увеличение загрузки существующих железных дорог и как следствие - возможные перебои в перевозке других массовых грузов; холостой пробег цистерн от потребителей нефтегрузов к их производителям.
Водный транспорт Широкое применение водного транспорта в нашей стране предопределено тем, что по протяженности водных путей Россия занимает первое место в мире.
Для перевозки нефтегрузов используются сухогрузные и наливные суда. Сухогрузными судами груз перевозится непосредственно на палубе (в основном, в бочках). Нефтеналивные суда перевозят нефть и нефтепродукты в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе. Различают следующие типы нефтеналивных судов: танкеры морские и речные; баржи морские (лихтеры) и речные.
Танкер - это самоходное судно, корпус которого системой продольных и поперечных переборок разделен на отсеки. Различают носовой (форпик), кормовой (ахтерпик) и грузовые отсеки (танки). Для предотвращения попадания паров нефти и нефтепродуктов в хозяйственные и машинное отделения грузовые танки отделены от носового и кормового отсеков специальными глухими отсеками (коффердамами). Для сбора продуктов испарения нефтегрузов и регулирования давления в танках на палубе танкера устроена специальная газоотводная система с дыхательными клапанами. Все грузовые танки соединены между собой трубопроводами, проходящими от насосного отделения по днищу танка. Кроме того, они оборудуются подогревателями, установками для вентиляции и пропаривания танков, средствами пожаротушения и др.
Достоинствами водного транспорта являются: относительная дешевизна перевозок; неограниченная пропускная способность водных путей (особенно морских); возможность завоза нефтепродуктов в отдаленные районы страны, не связанные железной дорогой с НПЗ.
К недостаткам водного транспорта относятся: сезонность перевозок по речным и частично морским путям, что вызывает необходимость создавать большие запасы нефтегрузов; медленное продвижение грузов (особенно вверх по течению рек);
Загрузка танкера порту
Автомобильный транспорт Автотранспортом можно перевозить все типы углеводородных жидкостей. В нашей стране его применяют для транспортирования нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов.
Автомобильный транспорт используется для завоза нефтегрузов потребителям, удаленным на небольшое расстояние от источников снабжения (наливных пунктов, складов и баз). Например, автотранспортом отгружаются нефтепродукты с нефтебаз в автохозяйства, на автозаправочные станции и сельские склады горючего. Автоперевозки нефтегрузов осуществляются в таре (нефтепродукты - в бочках, канистрах, бидонах; сжиженные углеводородные газы - в баллонах), а также в автомобильных цистернах.
Автомобильные цистерны классифицируют: по типу базового шасси: автомобили-цистерны, полуприцепы- цистерны, прицепы-цистерны; по виду транспортируемого продукта: для топлив, для масел, для мазутов, для битумов, для сжиженных газов; по вместимости: малой (до 2 т); средней (2...5 т); большой ( т); особо большой (более 15 т ).
Достоинствами автомобильного транспорта нефтегрузов являются: большая маневренность; быстрота доставки; возможность завоза грузов в пункты, значительно удален ные от водных путей или железной дороги; все сезонность.
К недостаткам относятся: ограниченная вместимость цистерн; относительно высокая стоимость перевозок; наличие порожних обратных пробегов автоцистерн; значительный расход топлива на собственные нужды.
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
В зависимости от вида транспортируемого продукта различают следующие типы узкоспециализированных трубопроводных систем: нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, газопроводы и трубопроводы для транспортирования нетрадиционных грузов.
Независимо от того, что транспортируется по трубам, все узкоспециализированные системы состоят из одних и тех же элементов: подводящих трубопроводов; головной и промежуточных перекачивающих станций; линейных сооружений; конечного пункта.
Основными достоинствами трубопроводного транспорта являются: возможность прокладки трубопровода в любом направлении и на любое расстояние - это кратчайший путь между начальным и конечным пунктами; бесперебойность работы и соответственно гарантированное снабжение потребителей, независимо от погоды, времени года и суток; наибольшая степень автоматизации; высокая надежность и простота в эксплуатации; разгрузка традиционных видов транспорта.
К недостаткам трубопроводного транспорта относятся: большие первоначальные затраты на сооружение магистрального трубопровода, что делает целесообразным применение трубопроводов только при больших, стабильных грузопотоках; определенные ограничения на количество сортов (типов, марок) энергоносителей, транспортируемых по одному трубопроводу; «жесткость» трассы трубопровода, вследствие чего для организации снабжения энергоносителями новых потребителей нужны дополнительные капиталовложения
Возможных схем доставки нефти на НПЗ всего пять: использование только магистральных нефтепроводов; использование только водного транспорта; использование только железнодорожного транспорта; сочетание трубопроводного транспорта нефти с водным, либо железнодорожным; сочетание водного и железнодорожного транспорта друг с другом.
Современное состояние системы нефтепроводного транспорта России Сложилось, с одной стороны, в ходе ее постепенного развития на протяжении последних 50 лет, а с другой, в результате разделения единой системы нефтеснабжения на национальные подсистемы при распаде СССР.
Первоначальный, достаточно длительный период, когда нефтепереработка была сосредоточена в районах добычи нефти, закончился в начале 60-х годов. Его итогами были, как правило, локальные сети нефтеснабжения Волго-Уральского региона, сформированные нефтепроводами диаметром до 500 мм и небольшой протяженности, а таюке первый экспортный нефтепровод «Дружба -I».
С момента открытия и начала разработки нефтяных месторождений Западной Сибири основной концепцией стало размещение нефтепереработки в местах массового потребления нефтепродуктов, отдаленных от мест добычи на тысячи километров. Такая стратегия потребовала сооружения сверхдальних нефтепроводов диаметром мм, которые в основном определяют нынешний облик нефтепроводного транспорта России и стран СНГ.
Современная сеть нефтепроводов России, по которым нефть различных месторождений поступает на отечественные НПЗ и на экспорт, составлена из трубопроводов следующих направлений (рис.схему): северо-западного направления (Альметьевск-Горький- Рязань-Москва; Горький-Ярославль-Кириши); «Дружба» (Куйбышев-Унеча- Мозырь-Брест; Мозырь-Бро- ды-Ужгород; Унеча-Полоцк-Венспилс); западного направления (Усть-Балык-Курган-Уфа- Альметьевск; Нижневартовск-Курган-Куйбышев; Сургут- Горький-Полоцк); восточного направления (Александроское-Анжеро-Суд- ижевск-Красноярск- Иркутск); южного направления (Усть-Балык-Омск-Павлодар); юго-западного направления (Куйбышев-Лисичанск- Кременчуг-Херсон; Куйбышев-Тихорецк-Новороссийск; Тихорещс-Туапсе).
Образование АК «Транснефть» Акционерная компания «Транснефть», образовалась по Указу Президента РФ от и Постановлению Совета Министров РФ от Совет директоров компании назначается Правительством РФ в составе: президент АК «Транснефть», три представителя государства (от Минтопэнерго, Госкомимущества и Госкомитета по антимонопольной политике) и три генеральных директора крупнейших предприятий нефтепроводного транспорта.
Функциями АК «Транснефть» являются: централизованное управление поставками, учет ресурсов нефти, ведение перекачки нефти по транзитным нефтепроводам, управление нештатными ситуациями, контроль технологической дисциплины и управление централизованными средствами.
Состав АК «Транснефть» В состав Компании входит 10 нефтепроводных предприятий: Верхне-Волжские МНП (г. Новгород) Дружба (г. Брянск) МНП Центральной Сибири (г. Томск) Приволжские МНП (г. Самара) Северные МНП (г. Ухта) Северо-Западные МНП (г. Бугульма) Сибнефтепровод (г. Тюмень) Транссибирские МНП (г. Омск) Уралсибнефтепровод (г. Уфа) Черноморские МНП (г. Новороссийск), институт по проектированию магистральных трубопроводов Гипротрубопровод, Центр технической диагностики, а также предприятия Подводтрубопроводстрой, Стройнефть и Связьнефть.
АК «Транснефть» эксплуатирует 46,7 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 400 до 1220 мм, 393 нефтеперекачивающие станции, 867 резервуаров общей емкостью 12,7 млн. м 3. Магистральные трубопроводы диаметром мм составляют более половины протяженности трубопроводов системы и обеспечивают транспорт 97 % добываемой в России нефти. Средний диаметр нефтепроводов АК «Транснефть» составляет свыше 800 мм; средняя дальность перекачки равна 2300 км; 20 % действующих нефтепроводов базируется на месторождениях нефти в Западной Сибири.
В состав нефтепроводных предприятий входят 190 аварийно-восстановительных пунктов, 71 ремонтно-восстановительная колонна для выполнения капитального ремонта линейной части, 9 центральных (региональных) баз производственного обслуживания и ремонта 38 баз производственного обслуживания
Перспективы развития нефтепроводного транспорта России связаны с осуществлением проектов транзита нефтей Тенгизского месторождения (Казахстан) к Черному морю, экспорта нефтей Республики Коми и Архангельской области через новый терминал на Финском заливе Балтийского моря, а также экспортом нефтей Восточной и Западной Сибири в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).