Воспитание и педагогический процесс Выполнила: студентка 3 курса,335 гр Чернова Е.А
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Метод воспитания (от греч. «методом» - путь) – это путь достижения заданной цели воспитания. – это путь достижения заданной цели воспитания. Методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Методы воспитания (Г.И.Щукина) Методы формирования формирования познания Методы организации организации деятельности и деятельности и формирования опыта поведения Методы стимулирования стимулирования УБЕЖДЕНИЕ:Рассказ ОбъяснениеРазъяснение Лекция Этическая беседа Увещевание ВнушениеИнструктаж ДиспутДоклад Пример УПРАЖНЕНИЕ:Упражнение ПриучениеПедагогическоетребование ОбщественноемнениеПоручение Воспитывающиеситуации МОТИВАЦИЯ:Соревнование ПоощрениеНаказание
Принцип (от лат. – основа, начало) – основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности; – основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности; - внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения.
Общие принципы воспитания Принцип общественной направленности воспитания Принцип субъектности Принцип единства воспитательных воздействий Принцип учёта индивидуальных и половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей детей Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий Принцип личностно- ориентированного подхода в воспитания Принципгуманистическойнаправленностивоспитания Принцип опоры на положительное в человеке Принцип деятельностного подхода Принципстимулированияактивности Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности и самостоятельности воспитанников Принципвариативностидеятельности Принцип сотрудничества, партнёрства Принцип активизации нравственно-волевых сил подростков с возбуждением непосредственного интереса к делу Принцип целостного подхода Принцип воспитания и обучения Принципориентированности Принцип эстетизации
Воспитание (в широком педагогическом смысле) Факторы воспитания Целенаправленнаявоспитательная деятельность в семье Учреждения общественного воспитания: дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования Учреждения культуры культуры здравоохранения и правозащитные Детские (юношеские) общественные организации и объединения Формирование знаний и способов учебно-познавательной деятельности Формирование мотивации и опыта деятельности Формирование культуры и культуры и опыта общения Формированиесубъектно-личностных рациональных и эмоциональных отношений Самовоспитание Как условие и результат реализации целей воспитания Воспитание в узком педагогическом смысле в узком педагогическом смысле Цели воспитания Обучение преподавание и учение преподавание и учение
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ: Изучение личности и социально-педагогической ситуации её развития ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ: Выявление реального уровня развития уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование его личности, личности человека ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ: Целеполагание – формулирование ожидаемого результата и условий его достижения ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ФУНКЦИЯ: Разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ: ФУНКЦИЯ: Выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия взаимодействия ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ФУНКЦИЯ: Формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения и общения
Определение Педагогический процесс – одна из важнейших, основополагающих категорий педагогической науки. Под педагогическим процессом понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯВОСПИТАТЕЛЬНАЯРАЗВИВАЮЩАЯ Формирование мотивации и опыта учебно- познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений Формирование определённых качеств, свойств и отношений человека Формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности
1. Целевой Включает в себя цели (стратегическую и тактические) и задачи, которые могли бы быть определены как бы быть определены как подчинённые (локализованные) цели, реализуемые в определённых условиях 2. Содержательный Определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний 3. Деятельностный Характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса педагогического процесса 4. Результативный Достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно- образовательной деятельности 5. Ресурсный Отражает социально-экономические, нравственно-психологические,санитарно-гигиенические, и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, материально-техническое, финансовое обеспечение
Формы организации обучения Фронтальнаяработа Групповая работа работа Индивидуальнаяработа со всеми учащимися с частью учащихся детей и с детьми – это понятие используется для определения характера воспитательного взаимодействия, обусловленного числа участников
массовые - коллективные трудовые дела -праздники, вечера, утренники -конференции, собрания, диспуты - фестивали, олимпиады -смотры художественного творчества -выставки - спортивные, военно-спортивные, трудовые соревнования и турниры - походы, экспедиции
групповые
МЕТОД (от греч) способ действия; «...совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности». МЕТОД ОБУЧЕНИЯ «способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающей усвоение содержания образования. В современной теории обучения утвердилось распределение всего многообразия методов обучения на три основные группы. 1 группа: МЕТОДЫОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 группа: МЕТОДЫ МЕТОДЫСТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНО- ПО3НАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ З группа: МЕТОДЫКОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ
Методы стимулирования интереса к учению Познавательные игры Учебные дискуссии Создание ситуаций занимательности Создание ситуаций успеха, реализация Воспитательного потенциала – ситуации неуспеха, эмоциональных переживаний Методы стимулирования долга и ответственности Формирование убеждения в социальной и личностной значимости учения Предъявление требований Упражнения в выполнении требований Состязательность, поощрения, наказания
Методы формирования сознания Методы организации деятельности и формирования и формирования опыта общественного опыта общественного поведения поведения Методыстимулированиядеятельности и поведения Убеждение Внушение Беседы, лекции Дискуссия Метод примера Педагогическое требование Общественное мнение Приучение, упражнение Поручение Создание воспитывающих ситуаций Соревнование ПоощрениеНаказание Создание ситуации успеха успеха МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.
слово образ орудия и приспособления приспособления Здания, мебель, оборудование ЭВМ, аудио-, видеотехника Лабораторно-техническое оборудование оборудование Материалы, инструменты инструменты «Живое» слово Аудиозапись Печатное слово Иллюстрации Макеты Видеопродукция Натуральныеобъекты