Ребенок это не сосуд который надо наполнить знаниями. Надо научить его ими пользоваться Ребенок это не сосуд который надо наполнить знаниями. Надо научить его ими пользоваться. МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО
Пути эффективного развития познавательно- исследовательской деятельности ребенка: Основной формой работы с детьми и ведущим видам деятельности для них должна быть игра. Обучающий процесс через игру организован так, что ребенок является активным участником, а не пассивным наблюдателем. Предметно-игровая среда в детском саду должна служить зоной опережающего развития детей. Педагогам необходимо повышать профессиональные умения в организации воспитательно-образовательного процесса и создании педагогами таких условий обучения, где ребенок будет активным участником, а не пассивным слушателем. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе. Экспериментирование и детская исследовательская деятельность - эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы детских садов.
Основная цель нашей работы: развивать познавательную активность, любознательность, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: Познавательные: расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей; формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. Развивающие: развитие стремления к поисково-познавательной деятельности; способствование овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы; создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Воспитательные: воспитание интереса к познанию окружающего мира; стимулирование желания детей экспериментировать; формирование коммуникативных навыков.
Оптимальные условия для экспериментально-исследовательской работы детей Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, содержащим опыты, эксперименты, исследования, наблюдения. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды. Создание в группе уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время. Использование уголка природы и огорода на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями. Обучение ребенка постановке вопроса и составление плана исследовательской работы, создание зарисовок, схем в процессе исследовательской деятельности. Обучение ребенка наблюдению за изменениями, сопоставлению результатов, сравнению, анализу, умению делать выводы, обобщать. Разработка методов стимулирования и поощрения детей активных исследователей.
Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями: Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо. Не сдерживайте инициативы детей. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться. Избегайте прямых инструкций ребенку. Не спешите с вынесением оценочных суждений. Помогайте учиться управлять процессом мышления. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своим замыслом или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям: 1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.) 2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.) 3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
Проведение наблюдений и экспериментов делятся на 3 основных вида: 1. Случайные наблюдения и эксперименты - не требуют специальной подготовки. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что – то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке
2. Плановые наблюдения и эксперименты Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущим дидактических задач. Затем выбирается объект. Предлагая детям поставить опыт, сообщается цель или задача, которая должна быть решена, дается время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению хода эксперимента. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи
3. Эксперименты как ответ на детские вопросы Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него в советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: Ребята, Даниэль говорит, что под снегом травы нет, а я считаю, что есть. Как это можно узнать? В дальнейшем, проводится работа как случайный эксперимент
При организации опытно – экспериментальной деятельности используется следующие формы работы с детьми: Занятия, беседы познавательного характера, дидактические и развивающие игры, сюжетно – ролевые игры, эксперименты и опыты, рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций, наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, экскурсии и целевые прогулки, работа в уголках природы, праздники и развлечения; театрализованная деятельность, диагностика развития детей
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвращаться к тому, что он узнал»