Зам.директора по УВР высшей квалификационной категории М.А.Шульц
Немного истории
Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XY-XYI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения «портфолио» в школе становится популярной во всём мире, в том числе и в России.
Что же такое портфолио
Словарь иностранных слов: ПОРТФОЛИО – досье или собрание достижений Porter (франц.) - излагать, формулировать, нести Folio (франц.) – лист, страница
Портфолио может представлять собой: визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации или …. Новейший словарь иностранных слов и выражений:
Портфолио - досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.
Портфолио учителя – это альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Портфолио (в широком смысле слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учителя за определённый период.
Портфолио учителя - это индивидуальная папка, в которой зафиксированы : личные профессиональные достижения в образовательной деятельности результаты обучения, воспитания и развития его учеников вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени ( за последние 3 года)
Основной смысл портфолио – «показать всё, на что ты способен». Важная цель портфолио – представить отчёт по процессу образования учителя, увидеть «картину» значимых образовательных результатов.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: Поощрять творческую активность учителя Расширять возможности образования и самообразования учителя Свидетельствует о профессионализме учителя и результативности его деятельности
Высокий уровень теоретической и научно- методической подготовки Актуальность Общественная и практическая значимость Возможность разработки учителем избранной темы Учёт своего опыта и особенностей работы Анализ и оценка качества знаний Эффективность и устойчивость результатов Оригинальность, творчество, новаторство Обобщение опыта работы, выводы
Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе), которая содержит многообразную информацию и позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности
Портфолио достижений презентационный тематический Комплексный
Портфолио Классический достижений учащихся изучения темы семинаров, конференций, лабораторий учителя - экспериментатора
Портфель семинаров, конференций, лабораторий
Папка достижений ( грамоты, дипломы, достижения учителя )
Рефлексивный портфолио - в нём отражена динамика личностного роста учителя - статьи, эссе, приведён анализ деятельности, аудио и видеозаписи за какой - то период времени
Проблемно- исследовательский портфолио - ( например, написание реферата и его защита )
Тематический портфолио - ( результаты работы по какой - то определённой теме, разделу или предмету )
Методический портфолио – ( представлены методические материалы, свидетельствующие о профессионализме учителя )
Комбинированный портфолио - ( содержит компоненты всех выше перечисленных типов портфолио )
Структура портфолио может быть разнообразной, в зависимости от типа и содержания портфолио
Один из вариантов портфолио:
Раздел 1. Анкетные данные учителя. Раздел 2. Статус учителя. Раздел 3. Личная карта учителя. Раздел 4. Профессиональная автобиография. Раздел 5. Самообразовательная карта. учителя. Раздел 6. План по самообразованию. учителя. Раздел 7. Разработка учителем комплекта методических материалов.
Раздел 8. Повышение квалификации. Раздел 9. Общественная деятельность. учителя. Раздел 10. Результаты обучающей деятельности учителя. Раздел 11. Участие учителя в экспериментальной и инновационной деятельности. Раздел 12. Обобщение педагогического опыта учителя. Раздел 13. Факты, достойные упоминания. Приложения.
Общие сведения об учителе Общие сведения об учителе Образование, стаж, категория, повышение квалификации, звания, награды Документы, дипломы Грамоты, благодарственные письма Эссе Портфолио учителя начальных классов
Общие сведения об учителе Общие сведения об учителе Образование, стаж, категория, повышение квалификации, звания, награды Документы, дипломы Грамоты, благодарственные письма Эссе Портфолио учителя начальных классов
Результаты педагогической деятельности Итоги успеваемости Участие в конкурсах Участие в олимпиадах Портфолио учителя начальных классов
Научно- методическая деятельность Методическая проблема (тема самообразования) Выступления, доклады, рефераты по теме Открытые уроки Методическая копилка( тес- ты, контрольные работы т.д.) Портфолио учителя начальных классов
Учебно- материальная база Оборудование Материалы на электронном носителе Материалы на бумажном носителе Портфолио учителя начальных классов
Внеурочная деятельность Проектная деятельность Кружковая деятельность Экскурсионная работа Портфолио учителя начальных классов
Выполнение функции классного руководителя Социальный паспорт класса Циклограмма работы. План воспитательной работы Диагностика сформированности и развития коллектива класса. Определение уровня воспитанности. Портфолио учителя начальных классов Работа с родителями( тематика родительских собраний, подборка советов для родителей) Достижения классного коллектива
Рефлексивный блок Личный план профессионального самообразования Отзыв педагогического коллектива о работе учителя Портфолио учителя начальных классов
Проводится публично на открытом заседании экспертной группы ( с согласия аттестуемого – на семинаре, «круглом столе»).
Защита портфолио проводится в несколько этапов: Презентация портфолио Ответы на вопросы по существу представленных документов Ознакомление аттестуемого учителя с рецензиями на работу Пояснение аттестуемого учителя по замечаниям рецензентов Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы Доведение до аттестуемого выводов и рекомендаций экспертной группы
Презентация ( от лат. Presentation – представление, предъявление ) - официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта кругу приглашённых лиц, публичная демонстрация чего- либо
Презентация – это не сокращённое изложение разделов портфолио. Основная цель презентации - в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определённый период времени.
Презентация портфолио – форма аттестационного испытания, в ходе которого аттестуемый учитель представляет экспертной группе свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме структурированного портфолио.
В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям : Соответствие содержания презентации содержанию портфолио Выделение основных результатов деятельности педагога Качество изложения материала.
Презентация может проходить в виде выставки учебно - методических материалов, слайд - шоу, доклада и т. д. Для презентации методического портфолио аттестуемому учителю отводится минут