Уральский железнодорожный техникум Студент: Кленова Ю.В. Группа: П-946 Дисциплина: Менеджмент Вариант 2: Мотивация как функция управления
План презентации: Понятие мотивации. Потребности, мотивы, стимулы, вознаграждения. Мотивационная структура работника Современные теории мотивации: содержательные и процессуальные Мотивация и компенсация. Принципы эффективной мотивации.
Мотивация – это совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определённых усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения определенных целей.
Стимулирование – Стимулирование – побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное) Мотивирование – Мотивирование – создание у работников внутреннего побуждения к труду (заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности и удовлетворенность от неё) Эффективность управления в основном зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования
Модель мотивации поведения через потребности Потребности (недостаток чего-либо) Побуждения или мотивы Побуждения или мотивы Поведение (действие) Поведение (действие) Цель Результат удовлетворения потребностей: 1. Удовлетворение 2. Частичное удовлетворение 3. Отсутствие удовлетворения Результат удовлетворения потребностей: 1. Удовлетворение 2. Частичное удовлетворение 3. Отсутствие удовлетворения
Потребность - физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо первичные потребности – первичные потребности – физиологические, врожденные (заложены генетически) вторичные потребности – вторичные потребности – психологические (осознаются с опытом)
Вознаграждение – Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя Внутреннее Внутреннее вознаграждение вознаграждение (даёт работа) чувство достижения результата содержательность и значимость выполняемой работы самоуважение дружба и общение, возникающие в процессе работы Внешнее Внешнеевознаграждение (даёт организация) зарплата продвижение по службе символы служебного статуса и престижа (кабинет, секретарь и т.п.) похвалы и признание дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный автомобиль и т.п..)
Содержательные теории мотивации Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют человека действовать так, а не иначе теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу теория ERG Клейтона Альдерфера теория приобретенных потребностей Дэвида Мак Клелланда х факторная теория мотивации Фредерика Герцберга
Обобщенный взгляд на содержательные теории мотивации Теория Теория Теория Теория Теория Теория Теория Теория Маслоу Альдерфера Мак Клелланда Герцберга Маслоу Альдерфера Мак Клелланда Герцберга Потребность самовыражения Потребность самовыражения Потребность признания и самоутверждения Потребность принадлежности и причастности Потребность безопасности Физиологические потребности Потребность властвования Потребность существования Потребность достижения Мотивирующие факторы Потребность роста Потребность связи Потребность соучастия Факторы здоровья Факторы здоровья
Процессуальные теории мотивации: потребности существуют, но поведение людей определяется не только ими, но и социальными мотивами поведение человека является функцией его восприятия, а также ожиданий, связанных с конкретной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения человек распределяет свои усилия для достижения конкретных целей и выбирает конкретный вид поведения
Основные процессуальные теории мотивации: 1. теория ожиданий Виктора Врума ожидание результата + ожидание вознаграждения + ожидаемая ценность вознаграждения = МОТИВАЦИЯ 1. теория справедливости/ теория равенства Стейси Адамса: 1. теория справедливости/ теория равенства Стейси Адамса: люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения и затраченных усилий, сравнивая свой заработок с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу 2. теория или модель Портера-Лоулера 5 переменных: 2. теория или модель Портера-Лоулера 5 переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения
Виды мотиваций Текущая мотивация Стабилизирующая мотивация Долгосрочная мотивация Зарплата Месячная премия Наказание, поощрение Надбавка за стаж Льготное питание Гибкий график работы Дополнительное страхование и пенсионное обеспечение Повышение квалификации Льготный кредит на приобретение имущества, жилья Гарантия рабочего места Вознаграждение за достижение долгосрочных (годовых) целей Продвижение (карьера) Делегирование ответственности за важную работу
Материальные стимулы НЕ- материальные стимулы ПРЯМЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ: заработная плата и премии МОРАЛЬНЫЕ: уважение со стороны друзей, родственников, награды КОСВЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ: путевки, лечение, транспорт СОЦИАЛЬНЫЕ: престижность труда, возможность роста ТВОРЧЕСКИЕ: возможность самосовершенствования, самореализации Виды стимулирования труда
Принципы мотивации работников доступность (демократичность и понятность условий стимулирования) ощутимость (учёт порога действенности стимула) постепенность (постоянная коррекция в сторону повышения материального стимулирования) минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой (учёт одномоментности действия стимула) сочетание материальных и моральных стимулов (учёт целенаправленного воздействие на работника)
Контрольные вопросы: 1. Что такое мотивация? 2. Из каких стадий состоит мотивационный процесс? 3. Каковы основные содержательные теории мотивации? 4. Каковы основные процессуальные теории мотивации? 5. В чем сущность и каковы основные факторы стимулирования труда?