ГРАФИКА
Графика (греч. graphike, от grapho пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Выразительные средства графики контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Стилистические средства графики разнообразны от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура).
КЛАССИФИКАЦИЯ Понятие «графика», по способу создания изображения, включает в себя два больших объёма: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». Уникальная графика произведения, созданные в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и тому подобное). Печатная графика произведения, созданные с использованием авторских (изготовленных автором-художником) печатных форм, с которых печатают тираж эстампов (от 2-3 оттисков до экземпляров, в зависимости от техники и задачи). В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов: Станковая графика (станковый рисунок, эстамп, все виды гравюры, акварель). Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка, форзац, эрзац, шмуцтитул и др.). Журнальная и газетная графика. Прикладная и промышленная графика, (плакат, упаковка, вывеска и др.). Компьютерная графика.
Относительно молодой областью графики является также плакат, который в современных формах сложился в XIX веке как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А.Тулуз-Лотрека), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки в СССР и Т. Трепковского в Польше). Афиши Жюль Шере Афиши Тулуз-Лотрека Реклама Владимира Маяковского, 1920 г Плакат Д. Моора, 1920 г Плакат Раба Божья. Кандидат в ПартиюА. Дейнека, 1925 г
Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер ( ), Рембрандт Харменс ван Рейн ( ), Хиросиге Андо ( ) и гравёра рисовальщика Хокусай Кацусика ( ), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX начала XX веков. Многие художники- живописцы внесли немалый вклад в развитие графики. Согласно современной музейной классификации, к графике также относятся акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе.
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг 6 апреля 1528, Нюрнберг) немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии (вид печатной графики, гравюра на дереве, или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.) поднявшим её на уровень настоящего искусства. Графическое наследие Дюрера, одно из крупнейших в истории европейского искусства, по объёму и значению стоит в одном ряду с графикой да Винчи и Рембрандта. Свободный от произвола заказчика и своего стремления к абсолюту, вносившего долю холодности в его живописные произведения, художник наиболее полно раскрывался как творец именно в рисунке. Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность передачи природных форм, свойственные учёному- натуралисту. Большая их часть тщательно проработана и представляет собой законченные произведения, тем не менее, по обычаю художников того времени, они служили вспомогательным материалом: все свои штудии Дюрер использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторяя мотивы графических работ в крупных произведениях. Графика Дюрера выполнена различными материалами, часто он использовал их в комбинации. Он стал одним из первых немецких художников, работавших кистью белилами по цветной бумаге, популяризировав эту итальянскую традицию. Автопортрет
Руки молящегося (1508) Вид деревни Кальхройт Спаситель в терновом венце (1503) Антверпен Блудный сын (1496) Св. Мартин
Рембрандт Харменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ ˈ r ɛ mbr ɑ nt ˈɦɑ rm ə (n)so ː n v ɑ n ˈ r ɛ in], ) голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. В 1631 году Рембрандт переехал в Амстердам, где и началось его графическое творчество. Этот период ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Именно в этот период впервые видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета. Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет Рембрандт Автопортрет
УТАГАВА ХИРОСИГЭ Утагава Хиросигэ ( ; ) японский художник-график, представитель направления укиё- э, мастер цветной ксилографии. Автор не менее чем 5400 гравюр. В лирических камерных пейзажах с жанровыми мотивами (цикл 53 станции Токайдо, ) передавал зыбкие состояния природы, атмосферные эффекты снега и тумана. Работал под псевдонимом Андо Хиросигэ ( ). Циклы его работ 100 видов Эдо (1832) 36 видов горы Фудзи (1832) 53 станции Токайдо ( ) 69 станций Кисокайдо ( ) 100 известных видов Эдо ( ) Работы Хиросигэ, особенно его серии 53 станции дороги Токайдо ( ) и 100 видов Эдо ( ) оказали большое влияние на французских импрессионистов (в частности, Моне) и русского художника И. Билибина. Ван Гог сделал копии двух картин из цикла 100 известных видов Эдо. Из цикла 100 известных видов Эдо Пейзаж Озеро Хокан Хиросигэ, Мемориальный портрет работы Утагава Кунисада ( ) 53 станции Токайдо
КАЦУСИКА ХОКУСАЙ Кацусика Хокусай (яп. ); 31 октября 1760, Эдо 10 мая 1849, там же) широко известный японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр периода Эдо. Работал под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, мастер завершающего периода японской ксилографии. Заслуга Хокусая во взлёте популярности суримоно. Он сделал его важнейшим из видов японской ксилографии. Суримоно вид традиционного японского искусства, цветная ксилография специфичного, вполне определённого назначения служить подарком в среде японской городской интеллигенции. «Хокусай манга» (яп. буквально «рисунки Хокусая») одна из главнейших работ в творческом наследии художника, созданная им в зените славы. Большого объёма и сложности, чрезвычайно богатая по материалу, «Манга» является выражением взглядов Хокусая на творчество, его философии, раскрывает секреты мастера. «Манга» ценна не только как веха в жизни Хокусая, но и как важный источник информации о культуре и искусстве Японии эпохи позднего феодализма. «Мангу» Хокусая нередко называют «энциклопедией японского народа» Автопортрет Созерцание горы Фудзи Ветер Большая волна в Канагаве,
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !