Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования, отражающие специфику работы ДОО по художественно- эстетическому направлению Студентка 3 курса ПИиПД факультет УДО 1501Z Митрофанова С.А.
Полноценное развитие ребенка – дошкольника обеспечивают: Профессионализм педагога Направленность личности педагога Мотивация педагогической деятельности Потребность и готовность педагога в саморазвитии
Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 01 января 2017 года.
Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
На современном этапе в дошкольных учреждениях происходит усиление внимания к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей детей.
Составляющие профессиональной компетентности педагогов по вопросам художественно-эстетического развития дошкольников : Научная подготовленность Методическая подготовленность Профессиональные умения и навыки
-гностические умения; -коммуникативные навыки; -конструктивные навыки; -организационные умения; - специальные умения.
Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия: Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке аппликации, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.
Содержательная составляющая образования должна быть интересна для детей, формировать художественно-творческие способности, строиться на основе интеграции видов искусства и использования разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.
В детском саду необходимо создавать художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают дети. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Рекомендуется широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации; систематически организовывать выставки.
Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям. Педагогу следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.
Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.
Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей. Рекомендуется региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой и других форм художественной деятельности. Предпочтение отдается ближайшему окружению, как природному, так и созданному человеком; знакомству с людьми, внесшими вклад в отечественную историю, культуру. Учитываются местные традиции, характерное для региона народное искусство.
Педагогу необходимо знать: психофизические и возрастные особенности детей дошкольного возраста; психологические основы воздействия комплекса искусств на ребенка; методологические основы диагностики художественно- эстетического развития дошкольников; основные направления концепции эстетического воспитания дошкольников, содержание программ в области эстетического воспитания дошкольников; выразительные средства изобразительного искусства; основы художественного анализа произведений искусства.
Уметь: определять и конкретизировать художественно-педагогические задачи, содержание и методы с учетом программы, условий, состава детей; осуществлять отбор художественной информации в соответствии с целью, логикой и возрастом; организовать коллективную, подгрупповую, индивидуальную и продуктивную деятельность; установить необходимые взаимоотношения в процессе индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности.
Владеть: технологией моделирования педагогических ситуаций, направленных на комплексное освоение различных видов искусства в процессе творческой деятельности; методами активизации эмоционально-чувственной сферы ребенка; средствами активизации познавательной деятельности детей; навыками анализа собственной художественно-педагогической деятельности и планирования путей ее совершенствования.