LOGO
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Логопедия наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ЛОГОПЕДИИ Предмет – нарушения речи и методы коррекции Объект – лица с нарушениями речи
ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ЛОГОПЕДИИ является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ 1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений. 2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи. 3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ 4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата). 5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. 6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ 7. Систематизация речевых расстройств. 8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений. 9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. 10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
В указанных задачах логопедии СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ОБЪЕМ ТОЧНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ АКТИВНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.
Для решения поставленных задач необходимо: осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.) обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.
Связь логопедии с другими науками Внутрисистемные связи логопедии с педагогикой с сурдопедагогикой с тифлопедагогикой с олигофренопедагогикой с общей и специальной психологией, психодиагностикой Межсистемные связи логопедии С медико-биологическими науками : Анатомией Стоматологией Физиологией Педиатрией Нейрофизиологией Психопатологией Оториноларингологией Невропатологией С лингвистическими науками современный русский язык психолингвистика
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ БРАДИЛАЛИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ ТЕМП ДИЗАРТРИЯ НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ТАХИЛАЛИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИ УСКОРЕННЫЙ ТЕМП АЛАЛИЯ СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ЗАИКАНИЕ НАРУШЕНИЕ ТЕМПО- РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АФАЗИЯ СИСТЕМНОЕ НАРУШЕНИЕ (РАСПАД) РЕЧИ РИНОЛАЛИЯ (ГНУСАВОСТЬ) НАРУШЕНИЕ ТЕМБРА И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДИСФОНИЯ (АФОНИЯ) РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА ДИСЛАЛИЯ НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДИСГРАФИЯ (АГРАФИЯ) РАССТРОЙСТВО ПРОЦЕССА ПИСЬМА ДИСЛЕКСИЯ (АЛЕКСИЯ) РАССТРОЙСТВО ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ФНФФН ОНР Фонетическое нарушение – нарушения звукопроизношения, в основе которого не лежат нарушения фонематического слуха. Фонетико- фонематическое нарушение – нарушения звукопроизношения вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Общее недоразвитие речи – сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речи ЗАИКАНИЕ НАРУШЕНИЯ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ ( КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ ) Нарушение применения средств общения Нарушение коммуникатив- ной функции