МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Игры и игровые приёмы в процессе обучения грамоте младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости Выполнил: бакалавр 5 курса, заочной формы обучения по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Олигофренопедагогика» Полоухина Светлана Владимировна Научный руководитель: д.п.н., профессор. Рягин Сергей Николаевич Омск, 2016
Актуальность исследования: Обусловлена тем, что при многообразии педагогических и психологических исследований проблема обучения грамоте младших школьников с легкой степенью умственной отсталости через игры и игровые приемы остается открытой, наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей.
Цель работы – опытно-экспериментальным путем. Теоретически обосновать, подобрать и апробировать комплекс игр и игровых приемов в обучении грамоте младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и проверить их эффективность опытно-экспериментальным путем.
1. На основе изучения научно методической литературы раскрыть сущность понятий «игра», «игровые приемы», охарактеризовать речь младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и определить методические особенности использования игр и игровых приемов в обучении их грамоте. 2. Определить критерии, показатели, методики исследования уровня освоения грамоты у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. 3. Подобрать комплекс игр и игровых приемов в обучении грамоте младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и оценить его в условиях опытно-экспериментальной работы.
Характеристика речи младших школьников с лёгкой умственной отсталостью: При олигофрении отмечается недостаточная сформированность как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи. Кроме того, при олигофрении значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отмечаются стойкие нарушения звукопроизношения. Это связано как с недоразвитием аналитико-синтетических процессов, функции самоконтроля, недоразвитием фонематического восприятия и анализа, нарушениями артикуляционной моторики различного генеза, так и с инертностью психических процессов.
Методы исследования Методика «Состояние речевых навыков и письма детей» (авторы: Филичева Т. Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.); КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПО 1 МЕТОДИКЕ 1. Умение дифференцировать на слух и в произношении гласных и согласных звуков – 1 балл. 2. Умение дифференцировать на слух и в произношении звонких и глухих, свистящих и шипящих, твердых и мягких согласных – 1 балл. 3. Умение делить слова на слоги – 1 балл. 4. Умение записывать предложения с большой буквы, а в конце ставить точку – 1 балл. 5. Умение списывать с рукописного и печатного текстов – 1 балл. 6. Грамотно писать по памяти словарные слова – 1 балл. Другие варианты – 0 баллов. Методика «Выяснение пассивного словарного запаса» (автор методики: А.В. Доценко); КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПО 2 МЕТОДИКЕ 1.10 баллов - ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов; баллов - ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до 40 слов; баллов - ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов; баллов - ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов; 5.-3 баллов - ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов. Методика «Расскажи по картинке» (автор методики: А.В. Доценко). КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПО 3 МЕТОДИКЕ 1.10 баллов - в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи баллов - в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи баллов - в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи баллов - в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи балла - в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи балл - в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу
Таблица 1 Результаты диагностики уровня освоения грамоте учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости Имя школь -ника Требования к умениям учащихся Дифференциация на слух и в произношении гласных и согласных звуков Дифференциаци я на слух и в произношении звонких и глухих, свистящих и шипящих, твердых и мягких согласных Деле- ние слов на слоги Умение записывать предложения с большой буквы, а в конце ставить точку Списыван ие по слогам с рукописно го и печатного текстов Грамотно писать по памяти словарные слова Итого баллов Итого 40%10%60%70%80%0%
Рис. 1. Результаты по первой методике на констатирующем этапе
Таблица 2 Результаты методики «Выяснение пассивного словарного запаса» Уровни Количество детей, чел. Количество детей, в % Высокий уровень-- Средний уровень 440% Низкий уровень 660% Таблица 3 Результаты анализа теста «Расскажи по картинке» Уровни Количество детей, чел. Количество детей, в % Высокий уровень-- Средний уровень 550% Низкий уровень 550%
Рис. 2. Результаты по 2-ой и 3-ьей методикам
игры на угадывание неречевых звуков 1. Восприятие слуховых сигналов, сопровождающихся показом картинок, игрушек, действий, связанных со звуковым сигналом. 2. Дифференцирование по способу воспроизведения: хлопки, притопы; по темпу: быстрые медленные (постукивания, хлопки); по ритму (идут, скачут, бегут); по силе звучания: громкие звуки (идет медведь), тихие (кошечка крадется). игры для обучения пониманию звукового, буквенного и слогового состава слов «Слышу – не слышу», «Твердые и мягкие звуки», «Буквы рассыпались», «Дежурная буква», «Кто дальше шагнет?», «Кто быстрее допишет слово?», «Кто быстрее допишет начало слова?», «Цепочка слов», «Конец слова потерялся», «Чья команда победит»? «Найди картинке домик», «Зоопарк» игры на развитие памяти «Нарисуй стихотворение», «Передай информацию», «Повторение – мать учения», «Найди логическую связь», «Соедини слова в предложениях», «Сочини рассказ», «Составь слова» Игры для обучения грамоте
Использование игр и игровых приёмов на уроках, способствует более качественному усвоению программного материала, способствует повышению уровня обучения их грамоте
Рис. 3. Качество усвоения учебной программы констатирующего и контрольного этапов
Тема урока: Различение на слух звуков И – Й Игра «Покажи букву» Игра «Отгадай задуманное слово»
Игра и игровые приемы - это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости, с помощью которого можно повысить грамотность этих учащихся
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Игровые приемы в процессе обучения грамоте младших школьников с легкой степенью умственной отсталости Выполнил: бакалавр 5 курса, заочной формы обучения по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Олигофренопедагогика» Полоухина Светлана Владимировна Научный руководитель: д.п.н., профессор. Рягин Сергей Николаевич Омск, 2016