Выполнили: О.П. Ульянина О. В. Матвеева студентки ФПиМНО 5 курс
Деловое красноречие В начале 90-х годов высказывалось мнение о недостатках образования и общей культуры. Однако во второй половине 90-х годов положение изменилось, теперь имеются сведения, что директора банков промышленных предприятий всерьез изучают языки (включая русский), историю искусств, философию и риторику. Многие занимаются политикой. Важно также, что эти люди интересуются мастерством общения. Деловая речь преобладает в деятельности государственных служащих министерств, муниципалитетов и департаментов.
Деловая риторика «Деловая риторика» представляет собой коммуникативно - ориентированный курс обучения деловой речи. Основная задача курса «Деловая риторика» - подготовить человека к успешному общению в сферах производства, торговли при проведении бесед, переговоров, совещаний и т. п., сформировать речевые навыки устного делового контакта, помочь овладеть психологической культурой, этикой служебного взаимодействия.
Предмет, объект, цель изучения деловой риторики С давних времен, наряду с академическим, духовным, дипломатическим, военным, общественно - политическим, социально - бытовым, судебным, выделяют деловое красноречие. В России XIX - начала XX веков существовали профессионально ориентированные риторики для политиков, юристов, офицеров. Традиция создания подобных руководств продолжается. В последние годы сформировалась самостоятельная область науки и практики - деловая риторика. Она является прикладным направлением общей риторики, ориентированном на оснащение бизнесменов и менеджеров правилами обращения со словом, невербальными средствами передачи информации.
Деловая риторика - это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных видах (или жанрах) делового общения. В качестве объекта изучения данной дисциплины выступают устные и письменные жанры служебного контакта, такие, как доклад на собрании, переговоры, договор, заявление, приказ и т. д.
Деловое общение и его виды Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Главным средством официального общения выступает русский литературный язык. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения», «счастлив познакомиться с Вами»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.
Виды делового общения Устные виды делового общения подразделяются на монологические и диалогические. К монологическим относятся: -приветственная речь; -торговая речь (реклама); -информационная речь; -доклад (на заседании, собрании). Жанры, основанные на диалоге, - это: -разговор; -беседы; -интервью; -переговоры; -дискуссия; -совещание (собрание); -пресс-конференция.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и другие.
Диалог или деловая беседа Диалог или деловая беседа представляют собой акт непосредственной взаимной коммуникации партнеров по общению в официально-деловой сфере, осуществляемый посредством слов и невербальных средств (мимики, жестов, манеры поведения). Общие требования к ведению диалога: Диалог невозможен без единого языка. При этом важна не столько общая знаковая форма, сколько ее семантика, т.е. значения, которыми оперируют участники диалога. Диалог возможен лишь при наличии общего предмета обсуждения. Необходимым условием диалога является существование желания и потребности в общении между участниками.
Диалог – это не сражение, а сотрудничество, в чем-то похожее на гармоничный и красиво исполняемый танец. Не всякий к нему способен. Сотрудничество в диалоге, помимо стремления к истине и развитой способности мыслить, предполагает умение слушать и слышать другого человека. Вместе с тем сотрудничество в диалоге исключает конформизм. Выполнение этого требования особенно важно в научной, воспитательной, законотворческой деятельности. Свобода – важнейшее условие продуктивного диалога. Выразители различных взглядов должны относиться друг другу как автономным субъектам со своими собственными точками зрения, достойными уважения.