Кондратий Фёдорович Рылеев (18/09/1795 – 13/07/1826) русский поэт, общественный деятель Сын небогатого дворянина, отец имел небольшое имение в Санкт-Петербургской губернии.
Поэт, декабрист, член Северного общества, один из руководителей восстания 14 декабря Создатель альманаха "Полярная звезда".
Рылеев получил образование в 1 Кадетском корпусе в Петербурге.
Из корпуса был выпущен в январе 1814 артиллерийским офицером, участвовал в заграничных походах русской армии
Существует предание, что в Париже Рылеев посетил знаменитую гадалку, которая предсказала ему смерть через повешение. После войны он квартировал вместе с ротой в Воронежской губернии. Вышел в отставку в 1818 в чине подпоручика.
В 1819 женился по страстной любви на дочери воронежского помещика Н. М. Тевяшевой и поселился в Петербурге, где поступил на службу в палату уголовного суда
Как и некоторые другие либерально настроенные современники, Рылеев старался «облагородить» непопулярную среди дворянства гражданскую службу и использовать ее для совершения гуманных поступков и борьбы за справедливость. Служа в суде, Рылеев совершил немало добрых дел, помогал обездоленным и притесняемым. С весны 1824 Рылеев перешел правителем дел в канцелярию Российско-Американской компании и поселился в казенном доме на набережной Мойки.
С 1819 он начал сотрудничать в различных литературных журналах, прославился в 1820 публикацией стихотворения «К временщику», явно обличавшего Аракчеева.
Автор сборника «Думы» (оригинальные по форме стихотворные повествования о славных событиях русской истории, одна из дум, «Ермак», стала народной песней), поэм «Войнаровский», «Наливайко».
Литературное наследство Рылеева заключается главным образом в «Думах» и поэмах.
Пушкин признал в Рылееве истинного поэта. Относительно художественного достоинства своих произведений не обольщался и сам Рылеев. «Я не поэт, а гражданин», заявлял он, и на свою литературную деятельность смотрел как на гражданское служение, целью которого должно быть «общественное благо»
Осенью 1823 Рылеев был принят И. И. Пущиным в Северное общество, быстро стал одним из активнейших его членов. В конце 1824 вошел в директорию Северного общества и фактически возглавил его.
14 декабря 1835 был роковым днем для Северного общества и, в частности, для Рылеева. Многие из заговорщиков изменили данному слову и не явились на Сенатскую площадь, где стояла сбитая с толку горсть солдат. Избранный в "диктаторы" князь Трубецкой не явился на площадь. Рылеев недолго был там и, видя полный неуспех задуманного дела, "увидал безначалие и неустройство", как показал он впоследствии своим судьям, и мрачный и опечаленный вернулся домой. Надежда на успех вооруженного восстания разлетелась, и Рылеев сидел дома, погруженный в апатию, ничего не предпринимая. Ночью он был арестован и отвезен во дворец, где заговорщиков допрашивал сам государь. Оттуда его свезли в Петропавловскую крепость, и он был заключен в каземат -
Находясь в заключении в каземате Петропавловской крепости, он брал всю «вину» на себя, стремился оправдать товарищей, возлагал тщетные надежды на милость к ним императора.
Казнён 13 (25) июля 1826 г. в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П.Пестелем, С.Муравьёвым-Апостолом, М.Бестужевым-Рюминым, П.Каховским. Его последними словами на эшафоте, обращёнными к священнику, были: «Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь». Рылеев был одним из трёх несчастных, под кем верёвка оборвалась. Он провалился внутрь эшафота и, спустя некоторое время, был повешен повторно. По некоторым источникам именно Рылеев сказал перед своей повторной казнью: "Проклятая земля, где не умеют ни составить заговора, ни судить, ни вешать!" (иногда слова эти приписываются П.Пестелю или С.Муравьёву- Апостолу.