Макроэкономическое равновесие (модель AD-AS) Выполнила студентка ИМиЕН Агапова Надежда группы ББ-21
Совокупный спрос Совокупный спрос ( AD – aggregate demand ) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе.
В структуре совокупного спроса выделяют: 1. спрос на потребительские товары и услуги (C); 2. спрос на инвестиционные товары ( I ); 3. спрос на товары и услуги со стороны государства ( G ); 4. чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X). Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой: AD = C + I + G + X.
Кривая совокупного спроса AD и показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке. Построена в иной системе координат. На оси абсцисс реальный объем национального производства Y, на оси ординат –абсолютный показатель и уровень цен.
Эффект процентной ставки проявляется через воздействие изменяющегося уровня цен, а следовательно через потребительские расходы.Чем выше процентная ставка, тем большая часть потребителей начинают сберегать деньги и совершать меньшее количество покупок. Подорожание кредитов производственные закупки, таким образом сокращается спрос со стороны как частных производителей, так и предпринимателей. Это приводит к уменьшению совокупного спроса на реальный ВВП. Эффект богатств проявляется в негативном влиянии. Богатство людей в виде фиксированных долгов выражается в обратной пропорциональной зависимости. Урезая свои потребительские расходы, таким образом они напрямую влияют на совокупность спроса в сторону его понижения. Эффект импортных закупок означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся значительно дешевле при прочих равных условиях. Население будет покупать меньше отечественных товаров и больше импортных. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания. Следовательно, произойдет уменьшение экспорта и увеличение импорта. В целом чистый экспорт сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.
Указанные эффекты оказывают свое влияние на совокупный спрос через цели. Поэтому происходит перемещение точки вдоль кривой совокупного спроса. Под влиянием всех неценовых факторов кривая AD сдвигается вправо или влево. AD ->AD2: при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет.AD ->AD1: люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен.
Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос: 1) изменение потребительских расходов (благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя, налоги); 2) изменение в инвестиционных расходах (процентные ставки, ожидаемая прибыль от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности); 3) изменение государственных расходов; 4) изменение в расходах на чистый объем экспорта (национальный доход зарубежных стран, валютный курс).
Совокупное предложение и факторы, его определяющие. Совокупное предложение – общее количество товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Кривая совокупного предложения AS показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.
Форма кривой AS по разному интерпретируется в классической и кейнсианской школах. Классическая предполагает, что кривая совокупного предложения вертикальна. Кейнсианская – либо горизонтальна, либо имеет положительный наклон. Современная экономическая наука предполагает, что на различных стадиях воспроизводственного процесса могут иметь место 3 формы кривой совокупного предложения AS, которые можно объединить одной кривой.
Кривая AS имеет сложный восходящий характер. Это объясняется тем, что вид данной кривой зависит от изменений издержек производства на единицу продукции, под которыми понимается частное отделение стоимости всех используемых ресурсов на общий объем продукции. 1. Горизонтальный (кейнсианство); 2. Восходящий (промежуточный); 3. вертикальный (классический).
К неценовым факторам совокупного предложения относятся: 1) изменение цен на ресурсы; 2) внутренние ресурсы (труд, земля, капитал); 3) предпринимательские способности; 4) внешние (импортные) ресурсы; 5) господство на рынке; 6) изменение производительности труда; 7) изменение правовых норм (налоги предприятия и субсидии, государственное регулирование).
На величину совокупного предложения оказывают влияние различные факторы: Изменение цен на ресурсы. Их повышение ведет к увеличению издержек производства и в результате к понижению совокупного предложения. Рост производительности труда ведет к увеличению объема производства и к расширению совокупного предложения. Изменение условий бизнеса (налоги и субсидий). При повышении налогов издержки увеличиваются и совокупное предложение сокращается.
Макроэкономическое равновесие. Модель AD-AS. Графически макроэкономическое равновесие будет означать совмещение на одном рисунке кривых AD и AS. Кривая AD может пересечь AS в трех участках. Рассмотрены 3 варианта экономического равновесия, то есть состояния, когда весь произведенный национальный продукт полностью реализован (национальный доход равен совокупным расходам). Равновесный уровень реального ВВП – такой уровень, при котором объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее. E1 – равновесие при неполной занятости, без повышения уровня полных цен (без инфляции). Е2 – равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии близком к полной занятости. Е3 – равновесие в условия полной занятости Y*, но с инфляцией.
Вывод: В случае жестких цен реальный объем ВВП определяется колебанием совокупного спроса, так как цены и заработная плата не гибкие. Напротив, в случае гибкости ценового механизма, реальный ВВП определяется объемом совокупного предложения.
Спасибо за внимание!