«Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии детей средней группы на занятиях» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 1 г.о. Орехово-Зуево Учитель-логопед: Трифонова Ирина Анатольевна
Введение Актуальность познавательно - речевого развития детей в процессе математического образования заключается в том, что оно направлено не только на формирование определённых математических представлений, но и на приобретение соответствующего словаря, развитие всех познавательных психических процессов и связной доказательной речи. Определены следующие задачи: Цель: изучить влияние игр и упражнений с палочками Кюизенера на познавательно- речевое развитие детей 2 младшей группы. 1. Систематически расширять и активизировать словарный запас детей, через использование игр с палочками Кюизенера. 2. Повысить познавательно- речевое развитие детей, используя на занятиях по математике с детьми палочки Кюизенера. 3. Оформить материалы из опыта работы.
Влияние палочек Кюизенера на развитие интереса у детей к математике Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников. Развивают детское мышление наглядно-действенное и наглядно- образное. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят в практической деятельности. Такое представление о числе является наиболее полноценным.
Осознанию соотношений «больше меньше», «больше на … меньше на...» Пониманию свойств отношений, умению делить целое на части и измерять объекты Запоминанию состава числа из единиц и двух меньших чисел Овладению арифметическими действиями: сложением, вычитанием Умению комментировать все свои действия, отвечать на вопросы, рассуждать, т.е. развитию связной речи Палочки Кюизенера способствуют
Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал
При использовании цветных палочек достигаются программные задачи, обеспечивающие познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста: Закрепление представлений о величине (длинный-короткий, высокий-ннизкий, большой-маленький). Развитие способности группировать предметы по цвету и величине. Развитие количественных представлений (много-один, образование чисел в пределах 5 (10) на основе измерения и цвета), способности различать количественный и порядковый счёт, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов. Знакомство с пространственными отношениями: слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку. Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник. Освоение способов измерения с помощью условной мерки. Освоение способов соотнесения количества предметов с цветным числом, соотнесения цифры с цветным числом (со средней группы). Знакомство с «записью» действий сложения и вычитания с помощью карточек с цифрами и знаками (старший дошкольный возраст). Расширение словаря детей и совершенствование связной доказательной речи.
Условия использования палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии детей Наличие палочек Кюизенера в необходимом количестве (не менее 5 наборов) Наличие необходимой литературы Необходимы не только пособия (сами палочки), но схемы и карточки для игр Умение заинтересовать детей, использовать для этого наиболее приемлемые, значимые методы и приемы организации
Карточки для игры «Построй фигуру»
Карточки для игры «Подбери по размеру » «Подбери по цвету»
Методы и приемы использования палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии детей Принятая в педагогике классификация Наглядные Словесные Практические (игровые) Показ воспитателя на демонстрационном материале. Раздаточный материал. Схемы, графики, таблицы Объяснение (воспитателем, ребёнком). Указания. Вопросы – ответы. Рассказ (описание). Выполнение в форме дидактических упражнений, в форме игры, соревнования и т.д.
Важнейшее условие использования палочек Кюизенера – последовательное поэтапное использование игр и упражнений с полосками (палочками) Кюизенера
Показатель Цвет Величина КоличествоИтог Большой, маленький Длинный, короткий Высокий, низкий Широкий, узкий Один Много Счёт До 5 Соотнесение палочки и числа Соотнесение палочки с цифрой (до 5) Средний балл Уровень Ф.И.ребёнка Цвет и число Число и цвет Палочка и цифра Цифра и палочка 1.Виноградова.А ,8В 2.Гаев.С ,8В 3.Гвоздков.А ,8В 4.Григорьева.Л ,1С 5.Галанчук.М ,4В 6.Добровская.В ,2С 7.Джамбулатова.Э ,8С 8.Егиазарян.М ,3С 9.Ефимов.С ,3С 10.Замареев.М ,1С 11.Коваленко.В ,7В 12.Костусева.К ,1С Средний балл 2,632,32,11,4332,42,82,31,81,62,4 УровеньВВССНВВВВССН В- 5 С- 7 Н- Диагностика познавательно-речевого развития детей с использованием палочек Кюизенера. Средняя группа