День народного единства Издательство «Русское слово» предлагает Вашему вниманию презентацию, которую можно использовать на уроках истории и классных часах, посвящённых популяризации государственных праздников Российской Федерации.
На протяжении восьми десятилетий в советском государстве отмечали 7 ноября – День Великой Октябрьской Социалистической революции. С развалом Советского Союза присущие ему ценности были пересмотрены, красный день хотели убрать из государственного календаря. Однако люди, привыкшие к ноябрьскому выходному, по инерции продолжали отмечать утративший актуальность праздник еще 14 лет назад после распада СССР, переименовав его в День согласия и примирения.
Инициатором учреждения нового праздника была Русская Православная Церковь, идея возродить памятный для россиян день прозвучала на Межрелигиозном совете России. С предложением сделать 4 ноября праздничным днем выступил Патриарх Алексей II, он попросил возродить День Народного Единства и памяти Казанской иконы Божией Матери, который на Руси отмечали более 250 лет.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ДНЯХ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ (ПОБЕДНЫХ ДНЯХ) РОССИИ" Принят Государственной Думой 15 декабря 2004 года Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года Статья 1 Внести в статью 1 Федерального закона от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы (победных днях) России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 11, ст. 943) следующие изменения: 1) абзац четвертый изложить в следующей редакции: "7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);"; 2) дополнить абзацем следующего содержания: "4 ноября - День народного единства.". Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года. Президент Российской Федерации В.ПУТИН Москва, Кремль 29 декабря 2004 года N 200-ФЗ
4 ноября – День народного единства
История возникновения праздника Дня Народного Единства своими корнями уходит в 1612 год, когда возглавляемая Мининым и Пожарским народная армия освободила город от иностранных захватчиков. Однако согласно архивным документам, 4 ноября не является днем окончательного освобождения, так как стены Кремля на этот момент еще были осаждены вражескими войсками. 4 ноября больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром захватчиков. Э.Э.Лисснер. «Изгнание поляков из Кремля»
Причиной оккупации Российского государства стал династический кризис! С момента смерти Ивана Грозного до венчания на царство Михаила Романова в стране господствовала эпоха кризиса: единое государство разделилось, начались массовые грабежи, разбои, кражи, коррупция. Начали появляться многочисленные самозванцы, пытающиеся захватить русский престол. П.В.Рыженко «Смута»
Патриарх Гермоген – глава Русской православной церкви призвал российский народ к сопротивлению. В него вошли жители окских и поволжских городов, бывшие тушинцы. Возглавили первое ополчение рязанский воевода Прокопий Ляпунов и князь Дмитрий Трубецкой Весной 1611 г. ополченцы выбил поляков из московского Белого города. Летом 1611 г. между тужинцами и остальными ополченцами начались конфликты. Воевода Ляпунов был убит. Ополчение распалось. Это произошло 19 марта 1611 года. Рис. неизв. худ. «Осада ополченцами Кремля»
Российское государство фактически распалось, став добычей иностранных захватчиков В этих условиях народ нашёл в себе силы подняться на освободительную борьбу. В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде посадский староста Кузьма Минин начал собирать деньги на новое ополчение, и первым пожертвовал своё состояние. Возглавил второе народное ополчение князь Дмитрий Пожарский. Рис.К.Е.Маковский «Воззвание Минина»
Летом 1612 г. «Совет всей земли» отправил народное ополчение под командованием князя Дмитрия Пожарского на освобождение Москвы. 4 ноября войска Пожарского и Минина помолились Иконе Казанской Божией Матери, освободили Китай – город и вошли в него победителями вместе с иконой. С тех пор Казанскую икону начали почитать и приклоняться перед ней. Люди были уверены, что именно чудотворная икона помогла им одержать победу.
Рис. слева на право: М.И.Скотти «Минин и Пожарский», Э.Э.Лисснер «Изгнание поляков из Московского кремля»
После освобождения Москвы, созданный «Совет всей земли» собрал в столице Земский собор для избрания нового царя На российский престол было несколько претендентов. Среди них князья Фёдор Мстиславский, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Пожарский и другие. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал на царство 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова. Он был родственником Анастасии Романовой – первой жены Ивана IV Грозного и матери последнего российского царя из династии Рюриковичей Фёдора Ивановича. Рис. вверху: «Земский 1613 г.» (миниатюра XVII в.) Рис.внизу: А.Д.Кившенко «Первый Романов»
Избрание Михаила Романова царём открыло новую главу истории России, полную славных дел, великих достижений и трагедий. В памяти россиян навсегда останутся Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, сумевшие объединить народ, благодаря подвигу которого наша страна в условиях смутного времени начала XVII века обрела возможность будущего, а мы имеем яркий пример того, что судьба Родины зависит от воли каждого гражданина. Фото: И.П.Мартос «Минин и Пожарский»
В память этих знаменательных исторических событий князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор специально для хранения чудотворной иконы. Дата постройки храма потерялась в истории, но точно известно, что он был освящен в 1636 году.
По указу царя Алексея Михайловича, правившего в годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православным государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Значимый для страны праздник отмечали на Руси вплоть до 1917 года.
Благодарим за внимание Авторы: Немченко Н.Е. – преподаватель истории Римавичуте И.А. - оформление