Теории социализации
С индивидуально-психологической точки зрения социализация является процессом развития собственного Я, уникальной личностной идентичности. В ходе этого процесса общество, в котором мы живем, становится частью нас с раннего возраста. этого общества формируют наши идеалы и цели, направляют определенным образом наше поведение.
Ценности этого общества формируют наши идеалы и цели, направляют определенным образом наше поведение. Существует несколько теорий социализации, рассматривающих процесс формирования нашего Я посредством взаимодействия с другими людьми. Обратимся к этим теориям.
Зеркальное Я: Ч.Кули. Одним из первых в начале XXв. американский социальный психолог Ч.Кули выступил с теорией формирования личности посредством социального взаимодействия. Теория социализации Кули основана на концепции зеркального Я.
В соответствии с ней образ Я индивида является отражением того, как другие воспринимают данного индивида, или того, как это ему представляется. В соответствии с Кули, мы думаем, что мы остроумны, потому что друзья смеются нашим шуткам, мы думаем, что мы талантливы, потому что наши учителя хвалят нас, мы думаем, что мы являемся значительными людьми, потому что наши родители беспокоятся о нас. Мы проявляем тенденцию признавать мнение других как свое собственное, и их мнение о том, что мы собой представляем, формирует нашу собственную идентичность. Таким образом, наше Я развивается в социальном взаимодействии.
Я в обществе: Д. Мид. Американский социальный психолог Мид, работавший на рубеже XIXXX вв., как и Кули, полагал, что не может быть никакого Я, отдельного от общества. Дети развивают свое Я по мере того, как они учатся принимать роль других людей и смотреть на свое собственное поведение глазами других. Это происходит, по мнению Мида, в рамках двух стадий.
Так, на игровой стадии ребенок может изображать пожарного, мать или отца". Мид называет эту игру принятие роли другого. Особенно важными ролевыми моделями являются значимые другие. Так, матери и отцы, в частности, демонстрируют своим детям, как должны вести себя взрослые.
Позднее дети более старшего возраста учатся представлять себе поведение других людей, уже не пытаясь играть их роли. Так, в организованных играх, например в футболе, каждый участник реагирует на действия других. Руководствуясь правилами игры, дети могут в известной степени предсказать действия всех других ее участников (стадия групповой игры).
В итоге достаточно развитой ребенок в состоянии принять роль генерализованного другого, что означает учет установок всего своего сообщества. Генерализация - логический прием, предусматривающий обобщение, переход от частного к общему, подчинение частных явлен ий общему принципу. Правила игры и ожидаемые реакции других людей обеспечивают директивы для индивидуального поведения. Так социальный контроль превращается в самоконтроль полностью социализированной личности.
Сущность «я», по Дж. Г. Миду, это рефлексивность. Индивидуальное «я» индивидуально лишь из-за своего отношения к другим. Благодаря индивидуальной способности представлять в своем воображении установки других, «я» становится объектом своей собственной рефлексии. «Я» и как субъект, и как объект является сущностью социального бытия. Конкретная индивидуальность каждого «я» есть результат конкретной комбинации отношений других, которая никогда не бывает тождественной у двух людей, из таких комбинаций формируется генерализованное «я». Следовательно, несмотря на то, что индивидуальность коренится в социальности, каждый человек вносит индивидуальный вклад в социальный процесс.