Тема урока: «Приложение» Урок по учебнику Сабаткоева Р.Б. в 8 классе для классов родным (нерусским) языком. По программе «Русский язык 5-11 классы национальных школ РФ» Г.Н.Никольской, Н. М. Хасанова. Урок разработан и проведен для учителей района учителем Ондар Яна Маадыр- ооловна.
Цели урока: Сформировать знания о приложении как разновидности определения; формирование умений распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложении; развитие речи; воспитание профессиональной ориентации.
Лингвистический эксперимент.
Что обозначают приложения? 1) Возраст: Сторож – старик
2) Признак, качество предмета. Парень -красавец.
3)Национальность: Тувинцы-добровольцы, девочка-узбечка.
4) Профессия Врач-хирург
5) Родство Сестра Лиза
6)Звание Майор Егоров
7)Географическое название: Река Москва
8) Названия книг, газет, журналов. Журнал «Мурзилка»
9) Названия машин, пароходов, заводов. (собственное имя) Пароход «Отважный»
Знаки препинания при приложениях. Дефис ставится Дефис не ставится 1) Названия научных терминов. Бабочка-капустница, Рак-отшельник 1) одно - родовое, другое – видовое. Дерево береза Цветок ромашка 2) Названия специальностей Врач -терапевт Учитель-филолог Водитель-комбайнер 2) Собственное слово после определяемого слова. Река Москва Гостиница Монгулек 3) Возраст, национальность, родство Девочка-подросток. 4) Собственное слово перед определяемым словом. Москва-река
Домашнее задание Упражнение 185(письменно), 187, 188 (прочитать).