Формирование экономических умений студентов колледжа Подготовили: Обучающийся: Графов А.Ю. Руководитель: к.п.н. доцент Быстрова Н.В. МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Цель бакалаврской работы: теоретически обосновать и разработать процесс формирования экономических умений студентов колледжа.
Объект исследования- процесс профессионального обучения по экономическим дисциплинам. Предмет исследования- методы формирования профессиональных компетенций студентов колледжа. База исследования: ГБОУ СПО «Нижегородский индустриальный колледж».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что: проанализированы педагогические условия формирования экономических умений студентов колледжа проанализирован компетентностный подход как теоретическая основа профессионального образования дана характеристика экономическим умениям
Практическая значимость работы состоит в том, что: Проведена диагностика уровня сформированности экономических умений студентов колледжа разработан элективный курс «Экономическая грамотность» разработаны этапы формирования экономических умений студентов колледжа
Ключевые понятия: Профессиональная компетенция способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Экономические умения (планирования, организационные, экономического совершенствования) совокупность знаний и навыков, обеспечивающих возможность выполнения познавательных и практических задач с целью достижения результата наиболее рациональным способом.
Экономические умения : Аналитические умения умение комплексного экономического анализа с использованием базовых и специальных знаний, современных аналитических методов и моделей. Прогностические умения -умение находить и использовать необходимую экономическую информацию; умение планировать экономические показатели деятельности организации. Исполнительские умения -умение проводить комплексные экономические исследования; умение заполнять первичные документы по экономической деятельности организации. Расчетные умения -умение применять основные приемы экономического анализа для решения производственных задач; Оценочные умения -умение оценивать показатели организационно- технического уровня производства предприятия; умение оценки потребности предприятия в материальных ресурсах.
Элективный курс «Экономическая грамотность» Курс разработан в качестве дополнительной профессиональной подготовки для студентов колледжа с целью повышения экономической грамотности. В элективном курсе используется интерактивный подход к обучению. (Деловые игры, творческие задания, работа в парах, приглашения специалистов, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, презентации, мастер классы) Общий объем курса – 36 часов. Из них: лекции – 12 часов, практические занятия- 24 часов.
ПК-10 Использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии ПК-2 На основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов. Цель элективного курса: формирование профессиональных компетенций студентов колледжа, а именно: ПК-11 Организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта.
Экономическая грамотность Элективный курс включает в себя 4 раздела: Банковские продукты. Инвестиции. Страхование Личное финансовое планирование.
Содержание курса РАЗДЕЛ I. Банковские продукты Т-1 Условия кредитов Т-2 Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов Т-2 Трудовые споры РАЗДЕЛ II. Инвестиции Т-3 Основные правила инвестирования: как покупать и продавать ценные бумаги. Т-4 Рынок ценных бумаг Т-5 Денежный рынок и рынок капиталов РАЗДЕЛ III. Страхование Т-6 Личное страхование Раздел IV. Личное финансовое планирование Т-7 Управление личными финансами
Этапы формирования экономических умений студентов колледжа 1. Мотивационно – ориентировочный этап – обеспечивающий формирование знаний о будущей профессиональной деятельности. 3. Этап формирования экономических умений посредством решения конкретных ситуаций профессиональной деятельности, преимущественно в процессе лекционных и практических занятий.. 2. Этап формирования экономических умений через усвоение алгоритмов учебно- познавательной и учебно-практической деятельности. 4. Рефлексивный этап реализован в процессе выполнения студентами практических и творческих заданий, где студентами осуществляется самостоятельное и осознанное выполнение экономических операций при решении различного рода задач, расчете показателей и статистических данных.
Диагностика уровня сформированности профессиональных компетенций студентов колледжа
Результативность: Проведенное исследование, разработанный элективный курс «Экономическая грамотность»; разработанные этапы формирования экономических умений студентов колледжа; проведенная диагностика уровня сформированности экономических умений студентов колледжа будут востребованы в практике образовательного процесса ГБОУ СПО «Нижегородский индустриальный колледж».