8 Нормы согласования, управления, примыкания Танжарикова Гульнар Тулегеновна
Цели урока систематизация знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании способствовать развитию навыков парной и групповой работы; развитию навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); способствовать привитию ЗОЖ
"Словарик настроений ".
эпиграф урока «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)
земля, и, живым, раскрывая, внятным, родная, свои, с, тайны, заговорила, поэтом, языком.) Мозговой штурм 1. Восстановите и запишите предложение 2. Охарактеризуйте 3. Образуйте словосочетания 4. Определите тип полученных словосочетаний по характеру главного слова.
Предложение Родная земля, раскрывая свои тайны, заговорила с поэтом живым и внятным языком.
Характеристика Повествовательное, не восклицательное, простое, грамматическая основа : земля заговорила, распространенное, осложнено деепричастным оборотом.
Словосочетания Родная земля, раскрывая тайны, заговорила с поэтом, живым языком, внятным языком, свои тайны, заговорила раскрывая. По характеру главного слова: именное, глагольное, глагольное, именное, именное, именное, глагольное
Заполнить кластер
Вывод Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. 2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание
Составление алгоритма определения способа подчинительной связи слов в словосочетании. Согласование – вопрос какой? – наш дом, желтые цветы, падающие листья. Управление – вопросы косвенных падежей – писать другу, лететь на самолете, движение машины, смелый в бою, быстрее ветра. Примыкание – Как? Когда? – очень хорошо, много думать, его возраст, идти пешком.
Проведение лингвистического эксперимента. Проблемная ситуация: можем ли мы, изменяя строение словосочетаний, получить другой способ связи? Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями. Соломенная шляпа, след зверя, цветочный магазин, тишина ночи, с усердием работать, искренне убежден, служит верно, галстук из шелка, кофе по-турецки
Верно неверно Синтаксис изучает словосочетание? Существует 2 типа связи слов в словосочетании. Словосочетание – это сочетание двух любых слов. Словосочетаниями могут быть подлежащее и сказуемое. При управлении зависимое слово стоит в форме косвенного падежа. Сочетание «длинная шея» - примыкание. Грамматическая основа не является словосочетанием. «Вода журчит» - управление. «Весело говорит» - примыкание. «Морочить голову» – управление.
Графический диктант. Прочитав словосочетания, определите способ подчинительной связи, обозначив их как СУП. Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.