МКДОУ « Центр развития ребенка – детский сад 3» Музыкальный руководитель ВКК Лапицкая Олеся Анатольевна
Мир музыкального искусства наиболее близок детям. Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к сопереживанию и самовыражению. Для развития музыкальных способностей необходимо научить ребенка эмоциональному отношению к музыкальным произведениям, умению осмыслить их содержание почувствовать характер, услышать отличительные особенности, передать их в движении.
Искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности. Личность ребенка может полностью раскрыться, сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Оно помогает формированию его чувств, развивает его творческие способности.
И.М. Сеченов писал о положительном влиянии музыки на обще функциональную деятельность организма, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.
Основы музыкально - ритмического воспитания были разработаны еще в 20 – 30- е годы XX века отечественными исследователями - педагогами Н. Г. Александровой, Е. В. Коноровой, М. А. Румер. В настоящее время на этой базе создано много ритмопластических направлений воспитания, в том числе танцевально - ритмическая гимнастика.
«Танец – прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенный своего эмоционального содержания танец перестает быть искусством». А.А. Борзов
Историческое прошлое русского народа свидетельствует об его исключительно развитой творческой среде, в которой воспитывались многие поколения людей, складывалась национальная культура. Приобщать современных дошкольников к ценностям народного танца можно потому, что в танце воплощение не просто прошлого, но и всегда необходимые свойства и способности человеческой души.
Русский народный танец является тем средством, с помощью которого происходит процесс национального и патриотического воспитания подрастающего поколения. Русский народный костюм и танец позволяют ребенку почувствовать и осознать свою национальную принадлежность, а общение детей в условиях коллективной, творческой деятельности позитивно влияет на их социальное становление.
Музыкально - ритмическая деятельность Утренняя Музыкальные Музыка во время Физкультурные Музыкальные гимнастика занятия прогулки занятия праздники и под музыку под музыку развлечения Методы : 1. Наглядно – зрительный 2. Наглядно – слуховой 3. Вербальный 4. Игровой 5. Соревновательный 6. Упражняюще - закрепляющий
Д. Б. Лихачев так определил, что такое эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи.
Русские народные танцы в дошкольном возрасте – это незаменимое средство в эстетическом воспитании и становлении личности ребенка, позволяющие облагородить его внутренний мир и добиться успехов в творчестве.
Данная работа не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов многогранной проблемы влияния народного танца на музыкально – эстетическое развитие дошкольников. Дальнейшего изучения требуют вопросы разработки новых форм, методов и средств организации педагогической деятельности, направленной на развитие эстетической культуры детей в детском саду.
Спасибо за внимание !